Современные дорожно-строительные машины отечественного и зарубежного производства обеспечивают высокий уровень механизации, но не в полной мере отвечают возросшим требованиям к качеству строительства автомобильных дорог.
Эксперты отмечают, что один из главных «корней зла» – недоуплотнение всех конструктивных слоёв дороги: земляного полотна, цементобетонного и асфальтобетонного твёрдых покрытий. В начале уплотнения воздух из рыхлого материала частично выдавливается, но далее основная его часть запрессовывается – и остаётся внутри дорожного полотна. Получается неустойчивая структура – и в результате впоследствии под давлением тысяч автомобильных колёс на асфальте образуются колеи и поперечные волны. Последующего доуплотнения дорожно-строительных материалов от эксплуатационных нагрузок транспортных средств быть не должно!
Решением этой проблемы и занимается группа старшекурсников – членов студенческого научного общества (СНО) во главе с Евгением Ильичом Кромским. О некоторых проектах, осуществленных под его руководством, «Технополис» уже писал. Сейчас вместе с ним работают Андрей Жаков, Илья Ваторопин и другие талантливые ребята. Задача – разработать новую технику и технологию уплотнения, которые бы позволяли строить автодороги более высокого качества.
Копейский завод спецтехники «Новатор» изготовил демонстрационную модель ударно-вибрационного механизма для уплотнения дорожно-строительных материалов по новой технологии, предложенной Е.И. Кромским, по чертежам, полностью разработанным студентами автотракторного факультета ЮУрГУ. Устройство, предназначенное для формования особо плотных образцов из композиционных материалов, может применяться при производстве железобетонных изделий, а также в дорожном и аэродромном строительстве. Проведены нагрузочные испытания, подтвердившие работоспособность механизма при уплотнении различных материалов, получен патент, чертежи переданы заводу «Новатор» для внедрения разработки в производство. Осенью новинка демонстрировалась на специализированной выставке Уральского строительно-инвестиционного форума «ИнноСтрой». В настоящее время студенты СНО готовят материал для оформления заявки на патентование улучшенной конструкции ударно-вибрационного механизма.
Также доцент Кромский и его коллеги предложили проекты дорожной техники с новым навесным рабочим оборудованием на базе бульдозера и асфальтоукладчика. Обычно при устройстве асфальтобетонного покрытия помимо асфальтоукладчика применяются дорожные катки – лёгкий, средний и тяжёлый. При использовании новой техники с ударно-вибрационным механизмом катки высвобождаются из работы. Потребительские свойства новых или модернизированных дорожно-строительных машин на основе предлагаемых технических решений значительно улучшатся. Кроме того, увеличится длительность строительного сезона, что в сочетании с возросшим уровнем качества работ обеспечит весомый экономический эффект.
Как пояснили «Технополису» Андрей Жаков и Илья Ваторопин, исследования по этой тематике их очень увлекли, а результаты, вполне возможно, лягут в основу курсовых или дипломных работ. Кстати, на одном из этапов конкурса «Славим человека труда», не так давно проходившем в ЮУрГУ, Андрей выступил с презентацией этого проекта – и занял первое место!