Пятница, 22 Ноября 2024

Карл Айнолф: «Русские студенты поразили эрудицией!»

Monday, 17 March 2014 00:00   Юлия РУДНЕВА

Мороз, казаки и блины

– Каким было ваше первое впечатление о России и о Челябинске?

– Честно говоря, первое, что ощутил, когда спустился с трапа самолета, – сильный холод. Но в аэропорту меня очень тепло и гостеприимно встретили декан Ирина (директор ИЭТТ ЮУрГУ, доктор экономических наук, профессор Ирина Юрьевна Окольнишникова) и моя давняя знакомая Ольга (кандидат философских наук, бизнес-тренер, преподаватель кафедры «Маркетинговые коммуникации» ИЭТТ ЮУрГУ Ольга Ивановна Шабалина). Я почувствовал, что мне здесь действительно рады. Благодаря такому теплому приему, мороз был уже не страшен.

– Американские и русские студенты быстро нашли общий язык?

– Русские ребята с первых дней очень дружелюбно отнеслись к нашим. Было радостно видеть такой интерес к нашему приезду и очень интересно наблюдать, как молодые люди, говорящие на разных языках, ищут подход друг к другу.

– В чём, по-вашему, основные различия между русскими и американскими студентами?

– Сразу бросается в глаза, насколько русские ребята открыты миру. Поразила их эрудиция. Они запросто давали ответы на любые темы, касающиеся археологии, истории, искусства, религии, национальной кухни. Многие весьма сносно говорят по-английски, и это тоже приятно!

– Как вам Челябинск?

– Из увиденного понравилось практически всё! В воскресенье мы посетили Краеведческий музей, где посмотрели на знаменитый метеорит. Год назад мы слышали о падении метеорита, и волновались о судьбе наших челябинских друзей. Увидеть легендарного «небесного гостя» своими глазами очень интересно! Запомнилась поездка в Сад Победы, на выставку военной техники. Сейчас грозные машины времен Второй мировой – всего лишь памятники, но они по-прежнему внушают уважение.

– Что больше всего запомнилось во время экскурсии по университету?

– Я очень впечатлен университетскими лабораториями, а также масштабами и спектром исследований, проводимых в вашем университете. Исторический музей в цокольном этаже также весьма заинтересовал меня. Я много читал об истории вашей страны. Было интересно узнать детали освоения Южного Урала разными народами.

– Где ещё, кроме Южного Урала, хотели бы побывать?

– Наши студенты вместе с профессором Патрис Флинн после Челябинска отправятся в Санкт-Петербург. К сожалению, не смогу присоединиться к ним на этот раз, но очень хотел бы побывать в колыбели русской культуры, и в следующий визит в Россию обязательно съезжу туда.

– В культурную программу визита входила поездка в Центр народного творчества в Травниках…

– Я впервые услышал о казаках. Было очень интересно узнать об этой части русской истории. Поразительно, насколько сильно люди любят свою культуру. Они с нуля собрали музей, это заслуживает уважения!

– Как вам русская кухня?

– Я в восторге от блинов со сгущенным молоком! Ещё понравился плов и суп с капустой, картошкой и сметаной, название которого я забыл (вероятно, это были щи – Прим. ред.).

Перспективы сотрудничества

– Какова основная цель вашего визита в ЮУрГУ?

– Одна из главных целей – культурный обмен. Для наших студентов, изучающих технологии бизнеса, очень важно сравнить разницу в культуре и менталитете ведения бизнеса, предпринимательской деятельности, узнать, как жизнь в России, особенно в больших городах, влияет на деловую культуру, на предпринимательские инициативы.

– Как, на ваш взгляд, будут складываться взаимоотношения между ИЭТТ ЮУрГУ и факультетом бизнеса университета Святой Марии?

– Нам хотелось бы представить больше новых классов и предметов, как в университете Святой Марии, так и в ЮУрГУ. Уже более пяти лет действует совместный видеоконференцкласс «Международный маркетинг», который проводится между двумя университетами. Будут продолжены все существующие направления сотрудничества – проведение совместных видеоконференцклассов по изучению специальных дисциплин в области экономики и маркетинга, взаимодействие команд SIFE, академический обмен преподавателями. В частности, планируем реализовать совместный курс международной экономики.

Кроме того, будем проводить совместные научные исследования по макроэкономическим проблемам, публиковать совместные статьи, развивать программы академического обмена студентами. Также мы обсудили перспективы развития программы двойных дипломов.

Мне радостно, что между нашими странами сложились конструктивные отношения. Мы уже пригласили руководство и студентов ИЭТТ ЮУрГУ в Университет Святой Марии в феврале-марте 2015 года.

Братства, бизнес-симуляции и другие «фишки»

– В вузах США популярна традиция студенческих братств. Есть ли они в университете Святой Марии?

– Конечно. Есть маркетинговые клубы, где ребята вместе работают над локальными бизнес-проектами. Клубы-землячества помогают студентам из глубинки освоиться в большом городе. Клубы выпускников оказывают содействие в поиске работы. Академические университетские клубы объединяют студентов, занимающихся научными исследованиями. Есть клубы для интересующихся экономикой и политикой, для тех, кто любит путешествовать на автомобиле, объединения туристов, спортсменов и многие другие.

– Как часто в работе факультета бизнеса используются бизнес-симуляции? Какие их виды наиболее эффективны?

– На бизнес-симуляциях студенты в непринужденной обстановке учатся находить выходы из ситуаций, которые могут возникнуть в реальном бизнесе. Во время мозгового штурма ребята сообща изобретают неожиданные, нестандартные решения. В обсуждение включаются даже самые стеснительные. На факультете бизнеса проводится масштабная бизнес-симуляция, которая является практической частью программы изучения бизнеса. В ней участвуют студенты, изучающие менеджмент, бизнес-планирование. В рамках такого бизнес-моделирования ребята и сотрудничают, и конкурируют. Эту игру можно сравнить с реконструкцией рабочего процесса реальной компании.

– По какому принципу вы подбираете компании-партнёры?

– Компании, которым нужна наша помощь в каком-то научном вопросе, сами предлагают сотрудничество. Они заинтересованы в том, чтобы принимать студентов на практику. Мы стремимся развивать и укреплять деловые контакты с крупными и малыми предприятиями, находящимися в нашем городе, поблизости от университета, потому что они заинтересованы в студентах, подготовленных к работе в соответствии с их стандартами. Часть компаний инвестируют средства в нашу Школу бизнеса. Они помогают развивать образовательные программы, снабжают нас компьютерами, оборудованием для лабораторий, учебной литературой, чтобы мы могли давать студентам качественное образование. Мы очень ценим такие связи.

Путь декана

– Какой университет вы окончили?

– Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania). Степень магистра получил в Университете имени Джона Хопкинса (Johns Hopkins University, Балтимор, штат Мериленд, США). Докторскую степень – в Университете Пенсильвании. Он входит в Лигу Плюща (ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США и отличающихся высоким качеством образования).

– Как складывалась ваша карьера после окончания университета?

– Я хотел заниматься экономикой, поэтому сразу же после окончания университета пошел работать в телефонную компанию, где проработал пять лет. Это был хороший старт карьеры и очень полезный бизнес-опыт, но я всегда мечтал вернуться к преподавательской деятельности. Покинув эту компанию, пришел преподавать в университет, защитил докторскую диссертацию и стал профессором.

– Бытует мнение, что в США считается дурным тоном после окончания университета оставаться там же в аспирантуре. В России, напротив, самые талантливые выпускники стремятся пойти в аспирантуру родного факультета, который активно этому способствует. Какая стратегия удачнее?

– Думаю, тут все зависит от обстоятельств. Для США действительно типично защищать магистерскую и докторскую диссертации в разных вузах – считается, что в этом случае работа будет оценена более объективно.

– Каких университетов в США больше: частных или государственных?

– Думаю, всё-таки частных. Но государственные вузы в США, так же, как и в России, занимают большую территорию, имеют больше факультетов, финансируются правительством. Частные же вынуждены выживать самостоятельно. Мы получаем субсидии от спонсоров.

– Современное высшее образование в США по преимуществу элитарное или скорее общедоступное? И каким оно должно быть в идеале?

– В университете Святой Марии образование платное. Но мы работаем над тем, чтобы помогать студентам, которые по каким-либо обстоятельствам потеряли возможность оплачивать учебу. Всем помочь нереально, но в крайних случаях идем навстречу. Ищем спонсоров, которые оплачивают учебу студентов или выплачивают им стипендии. Рассматриваем каждую ситуацию индивидуально. Должно ли высшее образование быть элитным на сто процентов? Я так не думаю. В США есть ряд высших учебных заведений (например, Принстон), где образование действительно можно назвать элитным по умолчанию. По моему мнению, высшее образование должно быть доступным для большей части молодежи, и при этом должен существовать определенный сегмент элитных университетов.

– Может ли студент, приехавший из России в рамках программы академического обмена, претендовать на стипендию университета Святой Марии?

– Да, например, вы знаете Евгению Теплову – она работает в администрации факультета бизнеса университета Святой Марии, при этом бесплатно учится по магистерской программе и получает стипендию от университета. Не могу не упомянуть ещё об одной вашей выпускнице – Марине Ведерниковой, уже закончившей обучение у нас по той же схеме. То есть, это возможно. Особенно если мы с ИЭТТ откроем программы академического обмена студентами.

– Это ваш первый срок работы в качестве декана?

– Я работаю деканом факультета бизнеса три года. Декан – связующее звено между факультетом и администрацией университета. У меня много административной работы, но в этом есть плюсы. Я ответственен за факультет и студентов, и в состоянии сделать многое для развития факультета. Это придает работе драйв.

– Как удается сочетать административные обязанности и научную деятельность?

– Сейчас занимаюсь научными исследованиями не так глубоко, как прежде. Не знаю, как русским деканам удается успешно сочетать административную деятельность с научной. У нас преподаватель сначала получает ученую степень доктора, а затем уже имеет возможность избираться деканом. В США три уровня профессуры: Assistant Professor, Associate Professor и Full Professor.

Сначала по конкурсу преподаватель может получить должность младшего профессора – Assistant Professor. Спустя 5–6 лет его работу оценивает факультет, документы высылаются рецензентам. Они дают рекомендации – или не продлевать контракт, или сделать ученого Associate Professor. Это уже постоянная должность, и многие дальше неё не продвигаются. Еще через 3–4 года можно попытаться стать Full Professor.

Я прошел все эти ступени, и только после этого получил возможность быть избранным на пост декана.

Приключения лягушонка

В финале беседы Карл Айнолф извлек из портфеля игрушечного лягушонка и пояснил:

– Его дала мне жена, учительница. Он уже повидал много разных стран. Детям 12–13 лет гораздо интереснее узнавать о новых странах и их обычаях, разглядывая фотоальбом лягушонка-путешественника.

Теперь в его альбоме появятся и фотографии ЮУрГУ. Приглашаю вас принять участие в фотосессии с лягушонком!

На прощание Карл передал пожелания русским преподавателям и студентам:

– Большое спасибо за теплый прием! Я очень благодарен за возможность побывать в гостях в России и в ЮУрГУ. Очень надеюсь, что сотрудничество между нашими университетами продолжится.

Read 3077 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *