Воскресенье, 09 Августа 2020

Значение цвета в кинематографе

Friday, 03 July 2020 00:00   Виктория КОВАЛЕНКО

Визуальный аспект, наравне с сюжетной структурой и звуковым рядом, является одной из главных составляющих кино, ведь именно изображение в первую очередь влияет на восприятие зрителем сюжета. И для верной его подачи хорошие режиссеры долго и тщательно работают над визуальным повествованием, в основе которого лежит цвет. Правильно подобранная палитра, световой блик или брошенная тень порой могут рассказать гораздо больше, чем насыщенный диалог персонажей. Цветовому посылу не обязательно быть понятным сразу, его цель – создать атмосферу кинокартины и воздействовать на чувства смотрящего, заставляя поверить в реальность выдуманного мира.

Так, в зависимости от того, что хочет донести до зрителя режиссер, он может использовать глубокие тени или буйные краски, а может и вовсе лишить фильм цвета. Поэтому для автора крайне важно понимать, какую именно мысль он хочет донести до аудитории через визуальное повествование. Помочь ему в этом может понимание психологического восприятия цвета.

Красный

Положительные ассоциации: уверенность, любовь, страстность, власть.

Отрицательные ассоциации: жестокость, опасность, ярость.

В положительном ключе красный часто используется режиссером для демонстрации пылкой любви или решимости. Преобладание этого цвета во внешнем облике персонажа говорит о его доминирующей позиции и выделяет на фоне остальных. Также в культурах многих стран красный считался царским цветом, символизирующим мудрость и величие.

Отрицательная ассоциация с красным зачастую довольно проста для понимания – он символизирует опасность. Кровавый цвет и его оттенки используются во время сцен сражений, подчеркивая жестокость происходящих событий.

 

Желтый

Положительные ассоциации: юность, теплота, счастье, игривость.

Отрицательные ассоциации: безумие, ревность, беспокойство, болезнь.

С одной стороны, желтый символизирует собой солнце, что ассоциирует его с теплотой и яркой радостью. Он помогает в передаче юной непосредственности в сценах с детьми и вызывает чувство уюта.

С другой – желтый в психологии восприятия является давящим цветом безумия и лихорадки, при правильной подаче он может вызвать сильный дискомфорт зрителя, даже если само действие, разворачивающееся на экране, выглядит бытовым и спокойным.

 

Зелёный

Положительные ассоциации: естественность, природа, детство.

Отрицательные ассоциации: разрушение, угроза, незрелость.

Спокойствие, вызываемое зелёным цветом, объясняется тем, что именно он чаще остальных представляет для человека природу в здоровом и цветущем состоянии. Его положительная интерпретация – неподвижность и покой.

Зелёный используется для передачи болезненности и скорби, создавая угнетающее впечатление, а через его оттенки автор может показывать как обречённую беспомощность, так и затаённую угрозу.

 

Голубой и синий

Положительные ассоциации: спокойствие, постоянство, честность.

Отрицательные ассоциации: меланхолия, холодность, одиночество.

В отличие от остальной цветовой палитры, синий со всеми своими оттенками имеет похожие значения в обоих спектрах восприятия. Его нежные тона умиротворяют, а их преобладание в одежде героя передает непосредственность и мечтательность. Более глубокий цвет отождествляется с океаном и призван оказывать успокаивающее и завораживающее действие.

Как инструмент для вызова подавляющих эмоций, синий используется в сценах траура, для полной передачи печали персонажей и общей тяжелой атмосферы кадра. Через него показывают отстранённость от мира. Сцены с использованием синего редко бывают подвижными, чаще всего они медленные и тихие, что даёт зрителю в полной мере прочувствовать заложенную автором идею.

 

Розовый

Положительные ассоциации: невинность, красота, сентиментальность.

Отрицательные ассоциации: инфантильность, обман.

В зрительном восприятии нежные оттенки розового быстрее всего располагают к себе смотрящего и хорошо подчеркивают женственность в образе персонажа. Его яркими тонами режиссер может создать в кадре игривую атмосферу, а более приглушёнными – мягкую и романтичную.

Однако перенасыщением розовым или правильным его акцентированием можно выразить незрелость героя, а также показать фальшь, скрывающуюся за невинным цветом.

 

Фиолетовый

Положительные ассоциации: чувственность, таинственность, фантазия.

Отрицательные ассоциации: угроза, безумие, грубость.

Фиолетовая палитра считается одной из самых подавляющих и реже остальных используется в сценах положительного характера. Избыток фиолетового делает картину мрачной, но правильное применение и контрастирование с другими тонами используется для создания эфемерных и фантазийных реальностей. Он подчеркивает таинственность происходящего и идеально подходит для магического сеттинга картины.

В отрицательном спектре он может угнетать зрителя, делать кадр тяжелее и создавать общее депрессивное настроение происходящего. Фиолетовый также хорошо передаёт безумие героя и может усиливать беспокойство от нарастающего конфликта в сюжете.

Правильно подобранные цвета в кадре часто могут рассказать о происходящих событиях куда больше, чем это делают диалоги персонажей или повествование фильма. Подобрать приятное глазу сочетание красок легко, но сделать так, чтобы эти краски помогали раскрывать сюжет и дополняли его, – задача уже гораздо сложнее. И порой правильная трактовка увиденных цветов, их применения, контраста и смены, показывает зрителю совершенно новую информацию, которой вовсе необязательно быть высказанной прямо.

Read 59 times Published in: [ Popular ]
X
NEXT_SUGGESTED_ARTICLE

Самопознание через творчество

С 28 по 31 июля прошла Онлайн-конференция «Философская практика: самопознание посредством интеллектуального творчества»....

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *