– Сергей Владимирович, что такое промышленный дизайн?
– Дизайн – это проектирование, поэтому если человек создает что-то новое, то он занимается дизайном. Это совмещение технических, эстетических и психологических аспектов. У дизайна есть эстетические и организующие функции. Его назначение в том, чтобы нам было удобно жить и работать в этом мире.
Вот, например, сейчас готовимся к выставке «Иннопром». Разработали дизайн-проект интерьера трамвая модульной конструкции. Мы составляли каркас вагона из отдельных «кубиков», чтобы была возможность сделать вагон одно-, двухсекционный и так далее, до семи-девяти секций. Согласитесь, в нашем городе для разгрузки дорог необходим трамвай, но не тот, который сейчас есть, а современный. А его без промышленного дизайна создать невозможно.
– Расскажите подробнее о тонкостях промышленного дизайна на примере трамвая.
– Мы разрабатывали проекты дизайна экстерьера трамвая, то есть его внешнего вида, и интерьера – то есть, оформления салона. Вообще, в каждом городе у транспорта должно быть свое «лицо». Например, по улицам со старинной застройкой и трамваи нужно пускать несколько старомодные. Сейчас по Челябинску ездят трамваи шестидесятых годов, а на дворе скоро 2018-й. Поэтому задача дизайнера – создать такой трамвай, который бы идеально вписывался в современную окружающую среду.
Наш студент Андрей Филатов на днях защитил квалификационную работу «Дизайн-проект интерьера трамвайного вагона». Он предложил разделить интерьер салона на две зоны: одна, с мягкими удобными креслами, – для тех, кому ехать далеко, а другая – для тех, кто выйдет через одну-две остановки. Это как раз таки организующая функция промышленного дизайна. Она заключается в том, чтобы обеспечить удобство использования объекта. Проект, по-моему, вышел удачным и заслуженно получил отличную оценку.
– Как промышленный дизайн менялся со временем?
– Транспорт – самый наглядный пример промышленного дизайна. Легендарный автомобиль «Победа» – это шедевр отечественного промышленного дизайна, одна из первых машин с цельнообъемным кузовом. Его пропорции сейчас можно угадать во всех современных автомобилях. А ведь проектировался он в 1944 году, во время войны – но дизайнеры, которых тогда называли конструкторами, уже заглядывали в послевоенное будущее. Поэтому « Победа» стала новым словом в мировом автомобилестроении.
Военная техника – это пример функционального дизайна. Всегда было так: главное, чтобы стреляло, а удобно ли будет солдату – последний вопрос. Сейчас же промышленный дизайн пришел и в эту сферу.
– Вы сказали, что будете участвовать в выставке «Иннопром». Какие промышленные разработки представите?
– Гипоидные мосты для грузовых автомобилей «КамАЗ». Казалось бы, где тут дизайн? А он есть. Мост – это комплексный агрегат. Сначала его конструктор вписывает в машину, а сделать форму крышки и брызговиков – это задача дизайнера.
Еще представим скоростное зарядное устройство мощностью 60 киловатт, предназначенное для установки на электромобиль. Сейчас мы движемся к тому времени, когда большинство автомобилей станут электрическими, к этому надо быть готовыми. Зарядное устройство на автомобиле выглядит как металлический ящик, закрепленный на раме и закрытый кожухом. То есть сейчас – бензобак, а будет металлический ящик с зарядным устройством. Конечно, там дизайна мало, но мы дополнительно разработали дизайн-проект стационарной станции для зарядки. В отличие от существующих аналогов, в ней есть система охлаждения. Также решены вопросы эргономики и компоновки внутренних узлов: как лучше расположить компоненты, чтобы они были защищены от попадания воды, грязи, чтобы система охлаждения функционировала исправно, не всасывала пыль и мусор с улицы. Когда всё перечисленное предусматривается на ранней стадии проектирования – это и есть промышленный дизайн.
– Нужен ли этот праздник современному обществу или он существует исключительно для специалистов?
– Как говорил Антон Павлович Чехов, «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Дизайн – пример эстетической культуры, которая несет в себе еще и воспитательную функцию. И поэтому я считаю, что у дизайнера важная социальная задача – нести красоту, чтобы людям было приятно и комфортно жить. Дизайнер − такой же лекарь человеческой души, как и педагог, который учит доброму и вечному. Хороший дизайнер заботится о нравственном здоровье общества.