Среди гор и холмов, на берегу реки Юрюзань, недалеко от целебного источника Кургазак, на самом верху скального выхода жил прекрасный, сильный орел. Звали орла Беркут. Он всегда сидел на своем любимом месте – открытой острой скале и зорко наблюдал за просторами, расположенными вокруг. Взгляд его простирался далеко-далеко, на многие километры. Гордая, сильная птица, чтобы быть доброй, должна была быть строгой. Если где-то возникала беда, ссора между людьми или звери не ладили между собой, орел взлетал, ложился на крыло и устремлялся в те места, где это происходило. Увидев летящего Беркута, всё на Земле затихало. Драчуны мирились, обидчики убегали. Люди любили орла и в то же время боялись, за его силу и зоркий взгляд, от которого нельзя было спрятаться. Выходя из дома, они глядели на гору Беркута и шли работать, чтобы жить на прекрасной башкирской земле, сеять хлеб и воспитывать детей.
Постепенно поля и горы порастали лесами, в реках и озерах появилось много рыбы. Зверей в лесах становилось всё больше и больше. Среди лесов и полей жил хитрый и коварный Лис. Он радовался, когда звери враждовали, когда люди ссорились – пока дерутся, у них можно что-то украсть. Он боялся только гордого и сильного Беркута. Увидев даже тень его крыла, Лис прятался за скалы, деревья и валуны, которыми была богата башкирская земля.
Шли годы. Люди трудились и радовались жизни. Орел Беркут состарился – годы брали свое. Суставы в лапах двигались плохо, крылья потеряли эластичность и Беркут всё реже и реже взлетал над горами и лесами. Люди шли на работу, растили детей, иногда ссорились, иногда ругались. Звери в лесах и полях жили своей жизнью, и некому было за ними приглядеть: наказать виновного, утихомирить драчунов. Глянут люди и звери на гору Беркута и видят, как сидит орел на скале и смотрит неподвижно в далекую даль, а пошевелиться уже не может – лапы и крылья перестали слушаться его. Все переживали за орла, только хитрый и злой Лис радовался.
День или два, а то и месяц сидел так неподвижно Беркут. Лис подобрался к нему, и говорит: «Теперь я тебя не боюсь, ты неподвижен, ты камень. Я теперь хозяин всех зверей, людей и птиц. Пусть они дерутся и ссорятся. Мне так будет легче обманывать, обворовывать и подчинять их моей воле».
Гордая свободолюбивая птица не могла смириться с этим. От негодования орел Беркут собрал все свои силы – и ударил клювом злого Лиса. На месте, где стоял Лис, скалы расступились и образовалась щель, из которой начал подниматься пар и обволакивать орла. Пар согревал лапы и крылья смелой птицы. Постепенно лапы задвигались, крылья зашевелились – и гордая, могучая птица, оттолкнувшись от скалы, взлетела ввысь, и поднималась, пока ее взору не открылись широкие просторы башкирской земли. Звери, увидев гордо парящего орла Беркута, притихали, люди, заметив его парение, уважительно и с осторожностью любовались его полетом. Беркут поднимался всё выше и выше над своей горой, из которой исходило облако пара. К горе Беркута потянулись птицы и звери. Около разлома между скал они получали облегчение от недугов благодаря теплу, пару и какой-то неведомой силе, которая исходила из земли и проходила сквозь них.
Время шло. Жизнь на башкирской земле радовала и зверей, и людей, и шла своим чередом. Однажды недалеко от горы Беркута пастух пас стадо. Он давно жил на земле, был стар и немощен, и у него уже плохо двигались и руки, и ноги.
Собрав все оставшиеся силы. Пастух потянулся за зверьми и птицами к горе Беркута, к разлому между скал, откуда исходило огненное тепло и пар, перемешанный с чудотворными силами, от которых птицы дольше летают, а звери быстрее бегают. Сел он на теплый камень, опустил ноги в расщелину между скал, и его окутал чудотворный пар. Через день-другой почувствовал Пастух облегчение в теле: шаг стал уверенней и тверже, руки ловкие, как в молодости. Спустился он с горы Беркута, от огненной расщелины и сказал: «Спасибо тебе, гордая птица Беркут, за гору и за огненное тепло, что оживило и омолодило меня!».
С тех самых пор много втекло целебной воды Кургазак в быструю речку Юрюзань. Много зверей и людей со своими недугами поднимались на гору Беркута, а спускались поздоровевшие и помолодевшие. И когда люди любовались красотой родных просторов от источника Кургазак, их взору открывалась гора Беркут, от огненной расщелины которой исходили тепло и пар.
С годами люди стали называть гору Беркута огненной – Янган-Тау, на языке башкирского народа, издавна жившего на этой земле.
Стоя на вершине горы Янган-Тау и подняв взгляд, вы увидите гордо парящего opла. Это Беркут. Он всегда на страже порядка на башкирской земле, и все звери и люди испытывают трепет, ощутив на себе тень его крыла.