Пятница, 22 Ноября 2024

Горизонты креативности

Tuesday, 31 October 2023 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Горизонты креативности K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Сергея КАЧКО

В конце октября в Зале искусств Южно-Уральского госуниверситета открылась не совсем обычная выставка – «ЦифроАрт: горизонты креативности». Тематически она перекликается с выставкой «ЦифроАрт: виртуальный континент креативности», проходившей в вузе осенью 2021 года.

Вниманию посетителей предлагаются картины, нарисованные не кистью и красками, а с помощью специальных компьютерных программ. В экспозицию вошли работы нескольких авторов – участников многих отечественных и зарубежных выставок и конкурсов. Это художник, иллюстратор фантастических произведений, работающий в технике цифровой живописи Алексей Андреев; художник, дизайнер, автор концептуальных архитектурных проектов Игорь Давыдов, начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды Управления по архитектурно-строительному проектированию Челябинска, главный художник Челябинска, доцент кафедры технологии и дизайна ЮУрГУ, председатель Союза дизайнеров Челябинской области Павел Писклаков, а также Алиса Николаева, Анна Исидис, Надежда Бей и куратор выставки Анатолий Разуев.

На церемонии открытия присутствовали студенты, сотрудники, преподаватели, руководители структурных подразделений вуза, представители СМИ.

Перед собравшимися выступили куратор выставки, старший преподаватель кафедры теологии, культуры и искусства, заведующий Художественным музеем ЮУрГУ Анатолий Разуев, заведующий этой кафедрой Наталья Парфентьева и один из авторов представленных работ – Павел Писклаков.

– Нынешняя выставка показывает мир цифрового искусства. Это картины, созданные на компьютере, с помощью специальных программ, нейросетей, – поясняет Анатолий Разуев. – То есть это изначально цифровые работы, но специально для выставки их распечатали и укрепили в рамах, как обычные картины. Некоторые из них, например вид Заячьего острова с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге, снабжены табличками с QR-кодами – если навести на них камеру смартфона, изображение «оживёт», начнет двигаться, и можно увидеть не только собственно картинку, но и её обратную сторону, обычно скрытую от зрителя.

Заведующий музеем провёл экскурсию по выставке, показал слайд-фильм с другими работами, рассказал, как создаются такие картины. По словам Анатолия Владимировича, нейросети делают художественное творчество более доступным. Современным программам достаточно задать несколько слов описания (например, взлетающая ракета и воздушные шарики – сюжет одной из картин на выставке) – и нейросеть по заданным параметрам генерирует изображение, причём довольно быстро может выдать множество вариантов, на что человеку потребуется гораздо больше сил и времени.

– Умные машины, компьютерные программы, нейросети не могут заменить художников. Но это хороший инструмент, – считает Наталья Парфентьева. – Их используют, как холст, кисти и краски. В то же время, как и всякий инструмент, они требуют разумного обращения. Картины, созданные с помощью нейросетей – особая тема для научных изысканий.

– Цифровую живопись нужно изучать. Конечно, специалисты спорят, можно ли считать произведением искусства то, что создано с помощью машины, поскольку разумом обладает только человек, – говорит Павел Писклаков. – Безусловно, компьютеры и программы, нейросети, различные редакторы стали хорошими помощниками художников, потому что позволяют визуализировать фантазии авторов, ускорить процесс создания произведений. Надо понимать, что все работы создаются с разной целью. Есть рекламные работы, которые продвигают какой-либо товар на рынке. Есть иллюстрации к литературным произведениям, эскизы для кинофильмов. Есть просто художественные вымыслы.

– Конечно, в первую очередь рождается замысел, идея, – рассказывает Павел Писклаков о своей «творческой кухне». – Потом стараюсь представить, как это должно выглядеть, иногда делаю эскизы, наброски, иногда нет, а потом сажусь за компьютер. В процессе могут открываться новые грани произведения, появляться новые детали. Иногда в работе важна недоговорённость, загадка: зритель должен сам поразмыслить над увиденным, обратиться к картине вновь, должен думать. Если всё «разжевать» – интерес зрителей быстро угаснет.

Какие картины рисуют с помощью нейросетей? К примеру, вид главного корпуса ЮУрГУ в стиле знаменитого художника-авангардиста Василия Кандинского.

Любопытен ряд работ Игоря Давыдова: фантастические сооружения, машины, роботы – и символ России гигантский медведь, сокрушающий вражеские танки.

Некоторые картины современного российского мастера Алексея Андреева уже были представлены на выставке, проходившей в ЮУрГУ пару лет назад. Вот, например, летающий остров Лапута, к которому направляются самолёты, дирижабли и морские суда. Или морские черепахи: вроде бы плывут – а на самом деле парят высоко над землёй, над морем. И какие огромные: у каждой на панцире расположился целый город. А рядом в небе – летательные аппараты. Вот уж воистину, полёт фантазии! Впрочем, лучше приходите – и всё увидите сами!

 

Выставка работает до 25 ноября. Зал искусств открыт в будние дни с 10:00 до 17:00, в субботу – с 10:00 до 15:00, воскресенье – выходной. Вход, как всегда, свободный.

Read 788 times Published in: [ Университетская жизнь ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *