Пятница, 22 Ноября 2024

Философия расцветает осенью

Wednesday, 07 September 2022 00:00   Екатерина МИЛЯЕВА, старший преподаватель кафедры философии

Кафедра философии Института медиа и социально-гуманитарных дисциплин ЮУрГУ открывает новый учебный год новыми проектами.

В рамках проекта кластера «Экология сознания» сразу четыре заявки преподавателей кафедры победили в экологическом конкурсе «Эко-проектор», который проводит фонд «Зеленый город». О каждом из проектов рассказывают их авторы.

Заведующий кафедрой философии Елена Гредновская представляет дополненное издание «Красной книги Челябинской области». Это развивающее пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

– Цель проекта – забота о природе, о будущих поколениях и, конечно, о малой родине, – говорит Елена Васильевна. – Использование предлагаемой концепции дает возможность формировать базовые установки экологического мышления с достаточно раннего возраста посредством включения моторики, воображения, основ ответственности за все живое в мире и позитивных установок реальной возможности решения экологических проблем. Первое изданное пособие уже имеет гриф УМО в системе среднего образования по Челябинской области, теперь книга будет издана значительным тиражом и продублирована в виртуальном формате в интерактивной песочнице-раскраске на базе компании «Инновации детям». Планируем развивать региональный проект сохранения родной природы во всех доступных формах – книгах, пособиях, играх, инновационных трендах.

– Идея возникла по результатам работы над двумя частями словаря «Экология человеческого бытия», разработанного кафедрой философии ЮУрГУ в 2020 (первая часть) и 2022 году (вторая часть, «Медиаэкология»), – рассказывает о проекте «Экологический словарь» доцент кафедры философии Дмитрий Соломко. – Экологический видеословарь представляет собой ряд анимированных видеороликов, объясняющих наиболее ходовые экологические термины. На наш взгляд, учитывая потребности современной молодежи, легкая и доступная, популяризированная форма подачи лексического материала в формате рисованной наглядной визуализации поспособствует более легкому, органичному восприятию и усвоению научно-содержательной словарной информации. Проект носит теоретико-прикладной характер, направлен на формирование и повышение уровня экологической компетентности и грамотности у учащихся и работников системы образования, в том числе дополнительного – школьного, вузовского и поствузовского. При этом анимация печатного текста предполагается с минимальными потерями в содержании, которые компенсируются возможностями потенциала видеопрезентаций. В будущем экологический видеословарь будет расширяться синхронно с выходом новых частей серии печатного издания словаря «Экология человеческого бытия». На данный момент издано две части и готовится третья, «Цифровая экология» – издание запланировано на январь-февраль 2024 года.

Профессор кафедры Артур Дыдров представил свой победивший проект: изданную в прошлом году настольную экологическую игру ECOwords. Замечательная игра для всей семьи доступна для скачивания и последующей печати в группе кафедры философии «ВКонтакте» https://vk.com/wall-182384160_753. В этом году Артур Александрович продолжил работу над новым вариантом игры. В результате появилась ECO words & pictures.

– Идея игры пришла в голову морозным зимним днем, во время лыжной прогулки. Часто играем с супругой в настольные игры и, разумеется, так же часто о них говорим, – поясняет профессор Дыдров. – Сетовали на то, что образовательные игры не так популярны на рынке: зачастую, к сожалению, механически они оставляют желать лучшего. До того уже был первый опыт, тоже поддержанный «Мечелом» и «Зеленым городом». Захотелось придумать что-то еще. И в тот зимний день нам фактически одновременно пришла мысль: а почему бы не сделать игру для вечеринок, рассчитанную на развлечение, и при этом побуждающую к коммуникации. Если добавить еще и образовательный компонент, то может получиться кое-что любопытное. С тех пор и кристаллизовалась идея цикла ECOwords. Игра учит, в первую очередь, ассоциативному мышлению, а значит, углубляет знания игроков о многообразии значений слов родного языка. Выбираются, разумеется, экологические понятия. Первое знакомство с ними может повлиять на выбор будущей профессии, специализации. Коммуникативные навыки, необходимые для игры, вообще оставим в стороне – понятно, что игра направлена и на их развитие. Но прежде всего – на формирование интереса к «азам» экологического знания. В нее может быть интересно играть как детям с родителями (для этого используется колода карт уровня «Новичок»), так и взрослым и даже специалистам (колода «Эксперт»). В планах на будущее – поработать с альтернативным вариантом, цифровым. Мы с Еленой Васильевной Гредновской начали сотрудничество с инновационным центром развития детей. Сотрудники центра специализируются на электронных развивающих играх для самых маленьких и для школьников. Экологическая тематика у них представлена, но «подкрепить» ее лишним не будет.

Старший преподаватель кафедры Михаил Гаврилов впервые участвовал в конкурсе и приятно удивлен победой своего проекта.

– «ЭкоЛаб» возник на фоне цифровизации многих повседневных процессов, захотелось провести исследовательскую работу, в которой было бы сравнение реальных и цифровых измерений, – рассказывает Михаил Александрович. – Хотелось, чтобы каждый пользователь смартфона мог определить экологическое состояние окружающей среды. У смартфонов с программным обеспечением IOS или Android для этого есть все необходимое: быстрые процессоры, удобный интерфейс, высококачественные цифровые камеры, GPS, гироскопические датчики и так далее. Измерения и программы можно использовать в разных областях, при изучении различных предметов. Камеры смартфонов не только позволяют делать снимки, но и с помощью специальных приложений могут выступать в роли микроскопа или спектрометра с достаточно точными результатами измерений. Полученные значения могут быть отображены и проанализированы более подробно и чётко благодаря экранам с высоким разрешением. Также создание чат-бота с доступной цифровой средой, отвечающей потребностям учащихся в исследованиях по вопросам экологии, благоприятно повлияет на эко-просвещение и позволит довольно точно дать понять, насколько загрязнен, например, воздух. Все это делает возможным эко-воспитание в широком и доступном формате в современной цифровой среде, с развитием функциональной грамотности. Планы на будущее – получить рабочее приложение с возможностью точного и корректного измерения параметров внешней среды.

Продолжается серьезная работа в рамках научного направления кафедры «Цифровая антропология». Научный коллектив под руководством доцента Регины Пеннер активно выполняет обязательства по двум грантам: гранту Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук МК-2592.2022.2 «Цифровая антропология: теоретические и прикладные аспекты» и гранту Российского научного фонда для победителей конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)». Подготовлены к изданию учебные пособия «Цифровая грамотность», «Цифровая антропология», опубликован и ждет публикации в ведущих российских научных журналах ряд статей, предстоит очное участие в конференциях, с представлением результатов исследования и самого университета в российском научном пространстве.

Ведется дальнейшая работа и в направлении «Философская практика в образовании и науке». Проект «Наука+», посвященный особенностям научного отдыха, будет представлен в ноябре на цикле праздничных мероприятий, посвященных Дню философии. В рамках направления в этом учебном году философский клуб «Фонарь и бочка» под руководством старшего преподавателя кафедры философии Василисы Кленовской возобновляет деятельность и приглашает всех любителей насыщенного интеллектуального пространства на первое заседание: https://vk.com/hardthinkers. Шестого сентября в рамках организованной Российским обществом «Знание» крупнейшей в России просветительской акции для молодежи «Поделись своим знанием» я провела популярную лекцию «Селфбрендинг в условиях цифровизации».

Read 3136 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *