Пятница, 22 Ноября 2024

Дело всей жизни – автомобили

Thursday, 14 November 2019 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Дело всей жизни – автомобили K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Леонида ПИЛЬНИКОВА

В этом году исполнилось 70 лет декану одного из двух старейших факультетов ЮУрГУ – автотранспортного (до недавнего времени автотракторного), доктору технических наук, профессору, автору более 150 научных работ Юрию Владимировичу Рождественскому.

Юрий Владимирович, что обусловило выбор профессии?

– Когда в семье появился автомобиль, дед и отец всё время возились с ним в гараже. Меня тоже привлекали – вот и заинтересовался. В шестнадцать лет получил первые права – на вождение мотоцикла. В 1966-м поступил в Челябинский политехнический институт, на специальность «Автомобили и тракторы». Окончил вуз в 1971-м.

Как начался ваш путь в науке?

– Наши преподаватели Сергей Сергеевич Строев и Владислав Павлович Беляев активно привлекали нас, студентов, к научно-исследовательской работе в рамках Студенческого научного общества (СНО). Когда автозаводу в Ижевске нужно было усовершенствовать подвеску и трансмиссию одной из моделей, они обратились на автотракторный факультет ЧПИ, и мы в этих исследованиях участвовали. Помню, как работали с датчиками, осциллографом. Приобретённые опыт и сведения пригодились, когда трудился над дипломным проектом.

Приходилось делать много расчётов – и отнимали они немало сил и времени: тогдашние ЭВМ в вычислительной мощности намного уступали современным. Помню, во втором корпусе на первом этаже стояла ЭВМ «Урал-2» – большая, громоздкая. Мы сами писали для неё программы – процесс утомительный, долгий, но интересный: требовалось создать схемы, воспроизводившие колебания подвески, трансмиссии. То есть уже в те годы в вузе занимались компьютерным моделированием процессов. Работали мы в СНО с моим сокурсником Борисом Вещиковым, потом вместе ездили на автозавод в Ижевск докладывать о результатах исследований. Кстати, потрудились хорошо – нас отметили почётными дипломами СНО. Тогда было обязательное распределение выпускников – и меня оставили в ЧПИ ассистентом. А в августе эту должность сократили. Как быть? Пошёл к декану. Тот набирал молодых ребят на кафедру автомобильного транспорта – учебными мастерами, лаборантами. Взяли и меня учебным мастером. Участвовал в интересных работах по диагностике, которые в то время вела кафедра. Немало ездил в командировки на предприятия, где внедрялись наши разработки. Как раз тогда – в 1976-м – кафедру возглавил Валерий Никифорович Прокопьев. Под его руководством я занимался подшипниками скольжения и гидродинамической теорией смазки. Он, кстати, подал идею смоделировать работу подшипников на ЭВМ. Тогда уже были машины «Минск-22», «Минск-23», «Мир». Я освоил языки программирования – «Алгол», «Фортран», «Алгамс», плюс занимался теоретической работой. По совету Валерия Никифоровича поступил в аспирантуру. Научных руководителей у меня было два – Прокопьев и Лев Григорьевич Анискин, очень сильные учёные. Параллельно занимался хоздоговорными работами по заказу Уральского турбомоторного завода (ныне – Уральский дизель-моторный завод). Кстати, предприятие это существует ещё со времён Великой Отечественной войны, когда там выпускали танковые моторы. Довелось работать по тематике двигателей ДМ-21 для большегрузных карьерных самосвалов БелАЗ, в том числе обсчитывать на ЭВМ подшипники, коленвал, кривошипно-шатунные механизмы.

В 1975-м, в срок, защитил кандидатскую. Работал младшим научным сотрудником, ассистентом, старшим научным сотрудником. Занимался наукой, преподавал – в частности, читал курс «Теория и конструкции автомобилей».

Можете рассказать чуть подробнее о работе в то время?

– Занимался, например, расчётом прочности и надёжности подшипников двигателей внутреннего сгорания. Составлял программы для ЭВМ, потом результаты научной работы внедрялись чуть ли не по всему СССР: у нас в Челябинске на ЧТЗ, в Свердловске (ныне Екатеринбург), в Москве на АЗЛК, в Барнауле, Харькове, Кустанае – там, где производили двигатели. Одна из разработок была связана с моторами воздушного охлаждения: за основу взяли германский образец, довели его до ума в соответствии с требованиями заказчика. Расчёты вели на ЭВМ – ЕС-1020, ЕС-1030, ЕС-1060… Было трудно: вычислительных мощностей в институте тогда уже не хватало, время для работы давали лишь по ночам, например, с 2:00 до 4:00. Но нам было интересно, мы были молоды, полны энтузиазма – и на такие мелочи обращали мало внимания. Использовали ЭВМ дружественных организаций, в частности, Главюжуралстроя – там шли навстречу, давали возможность поработать на их машинах.

В ту пору приходилось многое изучать самому: читать, осваивать, писать программы для ЭВМ, ездить в командировки. Например, с ЧТЗ в Волгоград, на тракторный завод передали документацию на новые двигатели, их нужно было помогать внедрять. Где только не был – во Владимире, в Харькове, в Чебоксарах, Ярославле… Чуть ли не весь Советский Союз объездил. Конечно, всё это отнимало много сил и времени, но зато дало бесценный опыт, пригодившийся при написании докторской диссертации. Защитился я в 1999-м. Тогда же Герман Платонович Вяткин – в то время ректор ЮУрГУ – предложил мне возглавить автотракторный факультет (ранее пост декана занимал Геннадий Дмитриевич Драгунов, но он уже был немолод). Так что с 2000 года по настоящее время стою, как говорится, у руля.

Рекорд?

– Да как сказать… Лев Григорьевич Анискин возглавлял наш факультет с 1964-го по 1966-й, а затем с 1970-го по 1985-й. А, например, Василий Иванович Крайнов был деканом инженерного вечернего факультета ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ более 30 лет. Всего же я отдал работе в вузе полвека. К несчастью, в 2009 году ушёл из жизни Валерий Никифорович Прокопьев, с 1976-го до самой кончины заведовавший нашей кафедрой автомобильного транспорта. Ректор ЮУрГУ Александр Леонидович Шестаков поручил мне её возглавить. Всего же сейчас на факультете четыре кафедры: автомобилей и автомобильного сервиса; автомобильного транспорта; двигателей внутреннего сгорания и электронных систем автомобилей; колёсных и гусеничных машин. Раньше было больше. Вуз пережил ряд преобразований – и факультет изменился вместе с ним. Первая из кафедр – базовая, готовит специалистов для известной челябинской фирмы «Регинас», совместно с которой и создавалась. Можно сказать, мы здесь первопроходцы: мало кто готовит профессионалов именно для нужд конкретного предприятия, учитывая реальные запросы современного рынка.

– Охотно ли поступают на автотранспортный факультет?

– Да, и это результат большой профориентационной работы. Например, более десяти лет проводим олимпиаду «Автомобиль и безопасность» для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений, соревнования «Виртуоз руля» и другие мероприятия. И, знаете, приходят отличные ребята, влюблённые в автомобили, в автоспорт, умеющие всё делать своими руками, знающие технику до винтика. Бывает жаль, когда им трудно даётся теория, – приходится подтягивать.

Надо работать с талантливой молодёжью. Хороший преподаватель должен указать студенту правильный путь. Так, мне в своё время очень повезло: наставники – Сергей Сергеевич Строев, Лев Григорьевич Анискин, Валерий Никифорович Прокопьев – открыли дорогу в науку. Очень важно в этой связи проектное обучение, элитное обучение: в конечном итоге именно лучшие из лучших будут заниматься наукой, создавать уникальные разработки, что позволит совершенствовать технику и производство.

Учиться у нас непросто, но интересно. Но есть ещё и внеучебная жизнь. Не могу не упомянуть нашу особую гордость, визитную карточку факультета и вуза – народный академический мужской хор АТ.

Как обстоит дело с научной работой?

– Успешно. Научные школы факультета развиваются, готовятся научно-педагогические кадры, защищаются кандидатские и докторские диссертации. Я сам руковожу аспирантурой и докторантурой.

В настоящее время актуальными и перспективными можно назвать два направления нашей научной работы: это, во-первых, динамика и смазка трибосопряжений поршневых и роторных машин, а во-вторых, трибологические исследования перспективных, в том числе биоразлагаемых, смазок, масел, присадок для узлов трения машин и механизмов. Оба они связаны с численным моделированием и экспериментальными исследованиями. Наша кафедра успешно развивает научные связи в области трибологии с университетами Болгарии и Сербии – в этом большая заслуга Елены Анатольевны Задорожной.

Разумеется, этим работа на факультете не ограничивается. АТ много лет плодотворно сотрудничает с ЧТЗ, Уральским дизель-моторным заводом и рядом других предприятий. Есть удачные проекты двигателей: как стационарных – для предприятий, так и для транспорта, в том числе тепловозов, судов. Не скрою, есть работы оборонного значения: например, специалисты факультета внесли вклад в создание БМП «Курганец», которую, наверное, многие видели на парадах в День Победы на Красной площади. Ряд работ связан с импортозамещением. Очень жаль, что в Перестройку и после неё немало предприятий развалилось, распались связи науки и производства. Но мы многое сумели сохранить – и продолжаем работать по хоздоговорной тематике. Выполнен ряд работ по Федеральным целевым программам.

В последнее время появилось много междисциплинарных проектов, в которых участвует и наш факультет – в частности, в сфере прочности, износостойкости деталей машин и механизмов. Современные технические средства и технологии, в том числе компьютерное моделирование, создание цифровых двойников, например, двигателей, позволяет в конечном итоге выпускать более надёжные изделия.

Сейчас работаем над проектом «умного» транспорта. Суть его – в обеспечении безопасности и регулировании дорожного движения, решении проблемы пробок. Для этого предполагается внедрять «умную» систему, которая будет отслеживать, сколько машин движется в разных направлениях, и сообразно этому на перекрёстках, например, увеличивать или уменьшать время, когда горит зелёный свет. Это не только разгрузит улицы, но и улучшит экологическую обстановку: машины не будут попусту сжигать топливо, простаивая в пробках. Интенсивность трафика, время суток, ситуации на дороге и регулирование движения на перекрёстках моделируются с помощью мощных компьютеров. Кстати, администрации Челябинска и Тюмени заинтересовались нашей работой. В перспективе «Умный город» будет связан с другим, не менее важным проектом – «Умный автомобиль». Ведь, как известно, в мире идут работы по внедрению искусственного интеллекта на транспорте – и мы стремимся не отстать. «Умная» машина должна быстрее реагировать на меняющуюся дорожную ситуацию, что, по замыслу разработчиков, сделает поездки более комфортными и безопасными.

Студенческая наука тоже не стоит на месте. Наверное, многие слышали, что целая команда наших ребят работает над созданием спортивных болидов. Каждый год на факультет приходят новые студенты и включаются в этот труд. Для них это учение с увлечением: делают то, что им интересно. А полученные знания и опыт потом используются при написании курсовых и дипломных проектов.

Чем увлекаетесь в свободное время?

– Люблю читать – художественные книги и документальные. Совместно с Валентином Александровичем Путиным – к сожалению, ныне покойным – подготовили ряд книг о нашем факультете. В частности, к 70-летию АТ в издательстве «Абрис», где, кстати, трудятся наши выпускники, вышла «Энциклопедия автотракторного факультета».

Read 4224 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *