Наше время предъявляет повышенные требования к выпускникам высшей школы: они должны не только обладать определенным объемом и уровнем знаний, но и уметь согласовывать свои действия с целями и задачами предприятий, на которые приходят работать после завершения обучения. Практика же показывает иное – во многих жизненных и производственных ситуациях знания и навыки, полученные во время учебы в вузе, не «срабатывают», и даже зачастую оказываются вредными, когда используются автоматически, без учета особенностей конкретного случая.
Именно поэтому усиление практико-ориентированной направленности учебного процесса в вузах является общемировым трендом. В нашей стране одним из путей решения этой проблемы считается открытие базовых кафедр, которые призваны осуществлять целенаправленную адресную подготовку прикладных бакалавров для конкретных предприятий.
В Южно-Уральском государственном университете первая базовая кафедра – автомобилей и автомобильного сервиса – создана в конце 2013 года. Стратегическим партнером вуза выступила одна из крупнейших автомобильных компаний Урала – «Регинас».
Организационно кафедра А и АС входит в структуру автотракторного факультета, но территориально расположена в дилерском центре Nissan на Свердловском тракте, где совместными усилиями вуза и «Регинаса» построен современный учебный центр. Его строительство и оснащение велось за счет стратегического партнера университета.
– Мы считаем создание базовых кафедр делом очень перспективным, прежде всего для бизнеса, – комментирует генеральный директор ООО «Регинас» Василий Рыбаков. – Наша компания, например, работает на рынке почти четверть века, и все эти годы сталкивалась с острой кадровой проблемой. Безусловно, каждый год мы принимали на работу выпускников вузов, и прежде всего, автотракторного факультета ЮУрГУ. Но, как показывает опыт, прежде чем они станут полноценными работниками, способными самостоятельно выполнять требуемые функции и задачи, которые мы ставим перед ними, проходит довольно продолжительный период, в течение которого уже непосредственно на предприятии приходится проводить их «доводку». И дело это весьма затратное. Поэтому мы решили принять непосредственное участие в подготовке специалистов, которые должны соответствовать требованиям нашего предприятия.
В сентябре 2014 года на базовой кафедре был проведен первый набор студентов и начался учебный процесс. Организация его имеет свои особенности и, во многих отношениях, носит экспериментальный характер. Дело в том, что университет ведет подготовку специалистов по общим для всех вузов государственным образовательным стандартам, в то время как базовая кафедра должна давать выпускникам не общий, а абсолютно конкретный набор компетенций, который необходим для работы на предприятии – стратегическом партнере. Это довольно серьезная, можно даже сказать, концептуальная проблема, которую пришлось решать с первых дней работы базовой кафедры.
– Еще при разработке Положения о базовой кафедре в нем была оговорена роль предприятия – стратегического партнера в плане организации учебного процесса, – поясняет заведующий кафедрой А и АС Александр Рулевский. – Так, с ним должен согласовываться учебный план подготовки, и прежде всего – его вариативная часть. К работе со студентами при изучении профильных дисциплин будут привлекаться ведущие специалисты «Регинаса». И наконец, мы значительно расширили объем практик, которые проходят непосредственно в производственных подразделениях нашего работодателя.
Особое внимание уделено производственной практике, которая для первокурсников началась уже во втором семестре. В учебном графике специально выделили день, который студенты полностью проводили на территории учебного центра. Сначала это были чисто теоретические занятия, затем курс по подготовке рабочих-колористов, а уже весной вышли на ознакомительную практику в сервисные центры компании «Регинас».
– Фактически мы начали практико-ориентированную часть подготовки уже со второго семестра, – рассказывает ученый секретарь кафедры А и АС Игорь Леванов. – Ребята прослушали курс по обучению рабочей профессии «колорист». Его провела главный технолог московской компании «Интерколор», отечественного лидера в области оборудования и технологий для кузовного ремонта, – она специально приезжала из Москвы. Огромную помощь в организации этого курса оказала компания «Регинас», которая взяла на себя все расходы по его проведению. Наши студенты успешно сдали все контрольные тесты и получили соответствующие сертификаты международного образца.
Практика проводилась в производственных подразделениях «Регинаса». Студенты трудились в сервисных центрах под руководством специалистов компании.
– Все студенты были разбиты по нашим дилерским центрам, а график их выходов составлялся так, чтобы не возникало проблем с учебными занятиями в университете, – поясняет руководитель учебного центра компании «Регинас» Арина Кирст. – Наши специалисты провели с ними и занятия по технике безопасности. Мы понимали, что на текущий момент ожидать чего-то от студентов в профессиональном плане не приходится. Нужно было, чтобы ребята окунулись в производственную атмосферу, поняли наши требования, прикоснулись к корпоративной культуре компании. Нам важно их отношение к работе. А оно было разным – некоторые появлялись на практике один-два раза, а кто-то, напротив, просил дать возможность поработать и после ее завершения. Приведу один пример: девушкам мы предложили попробовать себя в качестве диспетчеров, но одна из них попросила направить ее в сервис. Естественно, что такие моменты мы для себя отмечали.
Работа каждого студента оценивалась по пятибалльной системе сразу по нескольким критериям, в числе которых – дисциплина, профессиональные качества, перспективность для компании. Итоговые оценки, полученные студентами, колебались от 2,9 до 4,6 балла. Как признаются специалисты компании, результат оказался даже лучше, чем они предполагали.
– Мы получили своеобразный профессиональный рейтинг наших студентов. После каждой следующей практики будем строить новый рейтинг по тем же критериям, – говорит доцент кафедры А и АС Алексей Дойкин. – Это даст возможность в динамике оценить развитие каждого студента. А сами практики будем организовывать таким образом, чтобы все ребята смогли попробовать себя в разных подразделениях «Регинаса». Это позволит им изнутри увидеть организацию рабочего процесса компании и понять все его особенности.
После завершения практики со студентами встретился Василий Рыбаков. Он поздравил ребят с первым опытом производственной деятельности: «Сейчас вы уже не просто студенты базовой кафедры, фактически вы стали частью большой и дружной семьи “Регинаса”».
В качестве своеобразного подтверждения этого, всем студентам вручили фирменные майки компании, а наиболее отличившимся – ценные подарки. Их родителям направлены благодарственные письма за подписью генерального директора компании и заведующего базовой кафедрой.
– Мы отлично сознавали, что базовая кафедра – это принципиально новый подход к подготовке специалистов, – отмечает Александр Рулевский. – Мы только в самом начале большого пути, но у нас есть уверенность, что мы движемся в правильном направлении.