Пятница, 19 Апреля 2024

Научные коммуникации в Научной библиотеке

Tuesday, 28 December 2021 00:00   Коллектив научной библиотеки ЮУрГУ

Развитие цифровых возможностей и Интернета затронуло все сферы современного общества и радикально повлияло на привычные библиотечные технологии: изменило методы сбора, обработки, хранения информации и обеспечения доступа к ней. Под научной коммуникацией мы понимаем всё информационное пространство, где формируются и распространяются научные знания. Эффективная научная коммуникация в библиотеке всегда строится на принципах открытости. Все предоставляемые ресурсы должны быть авторитетны и научны, сведения в них – достоверны.

Существует два основных вида научных коммуникаций: неформальные и формальные. Первые – наиболее развитые: это личные контакты в виртуальном пространстве – электронная почта, мессенджеры и социальные сети, которые дают возможность оперативно обмениваться информацией. Однако в таком формате сложно отбирать, хранить и анализировать данные. Всё общение, например, в чатах, проходит быстро и уходит дальше «по конвейеру». А значит, чтобы «поймать» что-то важное, приходится следить за чатом целыми днями. Чаты часто вызывают «тревогу возвращения» – когда человек выходит из чата и возвращается позже к десяткам (сотням?) непрочитанных сообщений. Набранный текст в чатах и мессенджерах должен быть максимально коротким и чётким. В голосовом сообщении можно не расслышать или неправильно понять слова собеседника. В некоторых мессенджерах не предусмотрены видеозвонки или есть ограничения на отправку больших файлов. При отправке фото- и видеофайлов их качество снижается. У средств неформальных коммуникаций зачастую бывают проблемы с безопасностью: аккаунты взламывают, почту блокируют… В таких условиях учёные не могут получить полноценной оценки своей работы.

Формальные коммуникации связаны в основном с анализом публикационной активности, цитированием и, в целом, имеют достаточно развитую структуру – однако в них почти не используются площадки для взаимодействия профессионалов, такие как форумы или блоги.

В настоящее время Научная библиотека ЮУрГУ успешно использует оба вида научных коммуникаций. Неформальные – официальные страницы в популярных социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, Facebook, Twitter. Ежегодно университет подписывается примерно на 30 российских и зарубежных информационных лицензионных ресурсов. Из них более десяти можно использовать удалённо. На сайте есть возможность работы с такими базами, как отечественный РИНЦ, а также зарубежными Web of Science, Scopus. Библиотекари могут подсказать, как пользоваться авторскими и публикационными идентификаторами ORCHID и DOI, проконсультировать по работе с библиографическими менеджерами Mendeley, EndNote 20. Для хранения найденной информации можно использовать облачные хранилища, например, Яндекс-диска, Google Drive, а также редактировать документы онлайн.

Недавно созданный Центр библиографических и электронных ресурсов НБ ЮУрГУ оказывает все виды библиографических услуг, связанных с проведением исследований и публикацией результатов. Можно получить консультацию по ресурсам библиотеки или, по мере необходимости, научиться поиску информации в них.

Любому преподавателю, студенту, аспиранту и сотруднику ЮУрГУ доступна услуга бесплатной Виртуальной справочной службы. Она принимает запросы по поиску информации различной тематики и выполняет их в течение двух дней.

Как известно, главный механизм оповещения научного сообщества о результатах исследований – их публикация. Библиотека регулярно организует выставки-презентации наших авторов, что позволяет стать частью научных коммуникаций. Все публикации авторов ЮУрГУ, поступающие в фонд, отражены в электронном каталоге. Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU обеспечивает открытый доступ более чем к 40 000 документов, из которых около 2 000 авторефератов диссертаций, защищённых в ЮУрГУ, около 4 000 статей из сборников ежегодной конференции «Наука ЮУрГУ», более 7 500 публикаций из 19 научных журналов университета и свыше 25 000 выпускных квалификационных работ.

Библиотека – неотъемлемая часть вуза: без нее невозможен ни полноценный учебный процесс, ни научно-исследовательская деятельность. Одна из задач вузовской библиотеки – формирование информационной компетентности своих пользователей. НБ ЮУрГУ обладает всем необходимым для решения этой задачи потенциалом.

Подробнее об услугах библиотеки можно узнать на сайте lib.susu.ru или по телефону 267-94-05.

Read 2769 times Published in: [ Образование ]
X
NEXT_SUGGESTED_ARTICLE

Студенты ИМСГН – призёры «INВЕРСИИ»

Будущие специалисты по рекламе, студенты второго и третьего курсов кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН ЮУрГУ завоевали трет...

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *