Пятница, 22 Ноября 2024

К юбилею газеты

Friday, 17 December 2021 00:00   Андрей ГЛУШКОВ, Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, Владлен ФЕРКЕЛЬ
Андрей ГЛУШКОВ Андрей ГЛУШКОВ
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ Михаил БОГУСЛАВСКИЙ
Владлен ФЕРКЕЛЬ Владлен ФЕРКЕЛЬ

За время существования университетской газеты ее школу прошли сотни студкоров. Есть среди них те, кого работа в издании подтолкнула на литературную стезю – впоследствии они стали известными журналистами и писателями.

Некоторые из студкоров в свое время вернулись в газету, чтобы занять пост главного редактора. Сегодня мы публикуем воспоминания тех, кто внес весомый вклад в развитие газеты и оказал значимое влияние на ее жизнь.

 

 Андрей ГЛУШКОВ (главный редактор газеты «Технополис» и «SMART Университет» с 2007 по 2019 год):

 Наша газета

Мой любимый Карел Чапек в гениальном цикле рассказов «Как это делается» имел неосторожность подробно и в красках, с тонким юмором и наблюдательностью описать процесс делания газеты. А я имел неосторожность этот рассказ прочитать, а потом еще и рекомендовать его к обязательному прочтению всем студентам факультета журналистики, которые приходили в редакцию на практику. И, уж поверьте, тем, кто проникся, журналистика рекомендована точно. Ибо «газеты, как и некоторые другие крупные предприятия, интересны не столько тем, как они делаются, сколько тем, что они вообще существуют и выходят регулярно каждый день. Еще не бывало случая, чтобы газета содержала лишь краткое уведомление читателям, что за истекшие сутки ничего достопримечательного не произошло, и поэтому писать не о чем. Читатель ежедневно получает и политическую статью, и заметки о сломанных ногах, и о спорте, и о культуре, и экономический обзор. Если даже всю редакцию свалит грипп, газета все-таки выйдет, и в ней будут все обычные рубрики, так что читатель ни о чем не догадается…».

Конечно, Чапек писал о газете большой и ежедневной, да еще и середины прошлого века, но весьма и весьма поспособствовал тому, чтобы я, студент-политехник, провалился в эту бездну, каковой, без сомнения, является журналистика. И еще подтолкнула меня к этому «роковому» шагу газета маленькая, еженедельная, где-то слишком серьезная и отчасти смешная и наивная – «Политехнические кадры», где в 1978 году впервые появилась моя фамилия в качестве студенческого автора не замеченной особо никем маленькой заметки (простите за каламбур).

В принципе, если бы директором большого вуза, ревностно готовящего будущих инженеров, был я, то на корню запретил бы в институте все эти газеты, театры, танцевальные коллективы, фотошколы и прочие центры творчества. Вы не представляете, сколько потеряла земля российская «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» из-за того, что в студенчестве погрязли они в музыкальных и театральных репетициях, ночных бдениях с пером за чистым листком бумаги, с гитарами в агитбригадах и на фестивалях. Как бы потом я оправдывался перед Минобром за разбазаривание кадров, ушедших после вуза на сцену, в поэзию и литературу, в музыку и искусство? Но, слава Богу, ЧПИ – ЮУрГУ никогда не был таким закостеневшим. И сколько таких выпускников все же стали инженерами – человеческих душ – тоже несть числа…

Парадокс: говорят, в одну реку дважды не войдешь. А мне это удалось. Начинал я студенческим корреспондентом, а закончил главным редактором одной и той же газеты – изначально это были «Политехнические кадры», потом «Технополис», сегодня «SMART Университет». Во многих вузах страны от собственных печатных изданий избавились – нерентабельно, затратно, много мороки от необходимости искать помещение для редакции, обновлять оборудование и так далее, и тому подобное. Да и вообще, как говорил герой оскароносного фильма, «скоро ничего не будет, останется одно сплошное телевидение». ЮУрГУ в этом отношении остается уникальным вузом. На секунду вернемся к Чапеку: «Но, как видите, несмотря на все эти предупреждения, газета все-таки выходит сегодня, выйдет и завтра, и послезавтра. Это вечное чудо, неведомое читателю, но достойное тихого и благоговейного преклонения».

Студенческая жизнь скоротечна: каких-то несколько лет – и прощай, Alma Mater! Но еще одно чудо: в каждом поколении находятся те, кто, однажды опубликовав свои опусы в газете, принял в ней активное участие и назвал своей, относится к ней так же и много лет спустя. Сколько раз – и не упомню, я отвечал на вопрос бывших студкоров и взрослых авторов: «Как там НАША газета?». А мы в редакции называли таких НАШИМИ читателями и авторами.

Мне всегда хотелось иметь на страницах газеты особый раздел, газету в газете, когда бы авторами, наборщиками, корректорами, верстальщиками и редакторами были бы исключительно сами студенты. И однажды такое издание появилось – Retweet, четыре полосы были отданы в их распоряжение. Седых волос у нас прибавилось, ибо газета не только место для выражения своих мыслей и чувств, но и серьезное предприятие со своими технологическими линиями и графиком техпроцессов. Ребятам не всегда хватало умения, знания этой специфики, а главное – времени (ведь учеба не отменялась на период подготовки номеров). Но они старались, и, думаю, те, кто прошел через Retweet, не потеряются теперь и в большой газете.

Мы вышли и в мировую паутину. Тоже самостоятельно, привлекая к этому и студентов-технарей. Думаю, что все это было счастливым совпадением обстоятельств времени и места: и вдумчивые авторы, и продвинутые программисты, и просто творческие натуры вдруг объединились и создали нечто такое, чем можно гордиться в студенческие годы.

Не знаю, как происходит подобное в других вузовских изданиях и происходит ли, но мы были счастливы тем, что у нас такое есть, и сожалели, что у кого-то нет. Как гордились и специальным выпуском нашей газеты для жителей Центрального района города. Несколько лет коммунальные службы не могли убрать аварийное упавшее дерево в одном из дворов, пока специальный выпуск «В центре событий» не написал об этом по просьбе самих жителей. На следующий день после выхода газеты в свет дерево было убрано…

Лет десять назад в областном конкурсе на лучшее печатное СМИ существовала номинация «Студенческие газеты». Сегодня ее нет, и я нескромно подозреваю, почему она исчезла. С кем мог соревноваться тогда еще «Технополис»? Пожалуй, разве что с «Университетской набережной», да и то не ежегодно.

И еще одно воспоминание. Однажды был объявлен Всероссийский конкурс на публикации студенческих СМИ на тему «Как посчитать качество образования». Мы со страниц нашей газеты предложили читателям высказаться по этому поводу, они откликнулись. Ректор Александр Леонидович Шестаков в разговоре со мной о буднях редакции обронил фразу: «У меня тоже есть что сказать». Мы запланировали, что слово ректора должно завершать обсуждение, чтобы не смущать других авторов. И вот ведь, что обидно, когда пришло время выслушать его, ректор уехал в достаточно длительную командировку, а чтобы успеть принять участие в конкурсе, нам пришлось отправить материалы без опубликованного интервью Александра Леонидовича. Я очень сожалею, что так произошло, и винюсь за это перед ректором. В оправдание лишь скажу, что «Технополис» в этом конкурсе победил, оставив позади газеты столичной Высшей школы экономики и санкт-петербургской Академии госслужбы. А идеи и планы ректора очень скоро воплотились в реализацию в ЮУрГУ Проекта 5-100, как раз и рассчитанного на достижение передовых показателей качества образования. И мы все увидели в реальности то, о чем хотел сказать ректор.

Нас часто спрашивали, особенно коллеги, насколько ректорат влияет на содержание газеты и как часто мы носим газетные материалы туда на согласование. Никакой предварительной цензуры не было. А в суматохе редакционной жизни, в постоянном цейтноте ошибиться в тексте очень даже легко. Ну, например, в году этак 2008-м в одном из студенческих материалов начальник УВР Андрей Шмидт был назван проректором по учебно-воспитательной работе. Мы, конечно, опередили время, и Андрей Шмидт все же стал проректором по учебной работе попозже, но ведь, тем не менее, стал, как мы и утверждали (шутка).

Надо сказать, что ляпы в газетах были, есть и будут, увы. Однако в редакции «Технополиса» работали и работают настоящие специалисты-профессионалы, искренне радеющие за свое дело. Сергей Владимирович Тулинский, редактор-легенда, о школе которого так часто с благодарностью вспоминают бывшие студкоры. Лариса Константиновна Битеева, хранительница редакционного очага и традиций газеты, с которой мне удалось поработать не только в студенческие годы. Корректоры – сначала Вера Богуславская, затем Анна Иванова, – которые стали в полном смысле редакторами всех материалов, опубликованных в газете. Строгий, но справедливый, добрейшей души мастер газетной верстки Татьяна Зябко. Сегодняшний главный редактор Надежда Юшина. Надежда на то, что как выпускница ЮУрГУ она сохранит и приумножит традиции газеты. Это и все-все те, кто когда-то и по-прежнему называл и называет вузовское издание своей газетой. Все они делали, делают и будут делать ее, порой не считаясь со временем и обстоятельствами ради вас – наших читателей…

…Перечитайте Чапека и вы поймете: «Редакционная атмосфера полна фамильярности, люди газеты суматошны и немного циничны, часто поверхностны и легковесны, но я думаю, что если бы мне было суждено вновь родиться на свет, я бы снова дал совратить себя в журналистику».

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ (главный редактор газеты с 2003 по 2006 год):

Нет ничего интересней людей

В газету я попал по недоразумению. Шёл первокурсник по коридору на третьем этаже главного корпуса, споткнулся, увидел внятную табличку «Политехнические кадры». Зашёл. Был тепло принят ответственным секретарём Ларисой Константиновной Битеевой, потом красиво напуган главным редактором Сергеем Владимировичем Тулинским. Угощён хорошим чаем (тогда это был дефицит!). Да так и остался на много лет.

Моя работа в газете начиналась с фиаско. Я 11 раз писал заметки, и красный карандаш Сергея Владимировича, бегло пройдясь по рукописному тексту, резюмировал: «Не пойдёт!». Только на 12-й раз грозный шеф пробасил: «Лариса Константиновна! Поправьте и поставьте на третью полосу». По-моему, это было описание курсовой комсомольской конференции. Вот тогда мне все вместе начали придумывать псевдоним. Это выглядело мучительно, но притягательно. Наконец, выбрали три. И я пошёл писать дальше… Заодно научился печатать на машинке.

Правили меня сурово, судили строго, требовали много. Со временем, видимо, что-то начало получаться, потому что моя фамилия и три псевдонима замелькали на страницах газеты.

Самое главное, что меня окружали очень интересные люди. Читали мы тогда запоем, хотя книг было не достать. Очередную литературную новинку друзья давали на ночь, редко на две. Особенно если это была фотокопия книги. Зато как потом хвастали друг перед другом! «Вчера ночью вот такое прочёл! – А я вот этакое!» Над нами стояли два бога: грозный – Сергей Владимирович и добрая богиня – Лариса Константиновна. Кроме них в помещении редакции наблюдались два апостола-классика: Костя Костин и Виктор Петров. Они могли осилить любую тему для материала в номер.

Витя подтвердил звание «классика»: недолго побыл инженером-строителем и стал писателем и кинодраматургом. Он лауреат Государственной премии.

Петров умудрился вытащить нас в поход к озеру Зюраткуль. Мы тогда перешли озеро по льду и поднялись на Нургуш. Видели издалека лося. Здоровенный бык!

Кроме них украшением редакции была Нина Юшкова, которая, обладая поставленным голосом, прекрасно пела во время наших вечерних чайных посиделок.

Жёсткость и деловитость двух приборостроителей, двух Сергеев, Комякова и Бунькова, чуточку сказывалась на их материалах. Но зато их статьи всегда сдавались вовремя и факты в них достоверны на 100%. А люди они были замечательные.

Ближе всех мы тогда сошлись с Мишей Флигелем, который отличался неунывающим нравом и большой дотошностью. С ним было очень увлекательно обсуждать острые темы, которым не всегда находилось место на страницах газеты, но они от того не исчезали из нашей жизни. Миша после окончания ПС факультета уехал на родину, в Молдавию. И там где-то затерялся…

Доброту и мягкость в нашу угловатую мужскую кампанию вносили Светлана Стовба, Галя Тарева и Оля Антропова.

Очень много для того, чтобы газета не стала сухим протоколом, сделали художники Оля Тулинская и Валентин Оленьков.

Хорошо помню, как пришла в редакцию скромная и тихая студентка Нина Пикулева. Оказалось, что она не только грамотный журналист, но и талантливый поэт. Ныне её знает вся читающая Россия. Особенно удаются Нине детские стихи.

Светлые ощущения остались от рабочих и человеческих контактов с тремя замечательными фотографами: Юрием Штрайзентом, Игорем Филоновым и Сергеем Жатковым. Каждый из них был наособицу, но каждый стал Мастером.

Повторю, что самым интересным в редакции были люди. Они менялись, однако общение с ними помогало не чувствовать себя одиноким в огромном муравейнике ЧПИ.

Работа в редакции газеты дала очень много: умение организовать собственное время, навыки общения с людьми (чему научила Лариса Константиновна!), способность быстро переваривать большие объёмы информации, привычку точно отслеживать состояние выполняемого дела (знать, на каком свете ты находишься), чётко формулировать ставимые задачи и словесные выражения, отвечать за сказанное вслух, жёстко относиться к тем, кто мешает работать. И ещё кучу всякого полезного.

Мне было там хорошо.

P.S. Про нынешних студентов ничего не скажу, поскольку с ними не сталкивался. Но, когда недолгое время преподавал в вузе, то имел очень высокий процент выхода грамотных специалистов. Дело тут, однако, не во мне, просто были очень талантливые наборы.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ

Цитаты

Скрипит перо тихонечко в ночи,

Подобное живому существу…

Учи нас, жизнь, и многому учи.

Но только не вранью и воровству.

В редакции не гаснет долго свет,

Стучит машинка, бродят голоса.

«Привет, охрана милая, привет!

Уходим, только дайте полчаса!».

За окнами «тишайший снегопад»

И «город, погрузившийся во тьму».

Мы говорили часто невпопад,

Зато писали часто по уму.

Нас не давило чье-то мастерство –

Обучимся, «и в нас играет кровь».

Но чистой русской речи волшебство

Дарило нам надежду и любовь.

Мы уходили прочь из этих стен,

Не всё успев усвоить и понять.

Мы отдавали, получив взамен

Такое, что нигде не разменять.

И если сердце торкнет вдруг острó,

Увидеть перед адскими дверьми:

Скрипит в ночи тихонечко перо.

И люди пишут, пишут, черт возьми!

 

Владлен ФЕРКЕЛЬ (выпускник 1980 года, специальность «Динамика и прочность машин»):

Газета помнит все

– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию?

– В профессию журналиста пришел случайно, потому что надоело работать инженером. В областном объединении «Челябинскавтотранс» создавали многотиражную газету «Автомобилист», где я и стал корреспондентом. Это был февраль 1988 года. Потом были газеты «Народная дума» областного Совета народных депутатов, «Команда» (бывший «Комсомолец»), «Синегорье» (проект Издательского дома «Провинция», Москва). Так я пробежал по карьерной журналистской лестнице от корреспондента до генерального директора.

Пока я всем этим занимался, успел два года проработать в молодежной редакции областного радио и пришел в родной вуз на кафедру журналистики, где проработал более десяти лет.

– С чего началась ваша работа в студенческой газете?

– Работа в «Политехнических кадрах» началась с конфликта. В вузе с концертом выступал бард Александр Сухарев (Москва), зал был полон, восторг был абсолютный, но через несколько дней в вузовской газете появилась маленькая заметка в двадцать строк «Любовь красная как роза», подписанная Т. Герасимовой, где об авторе-исполнителе отзывались негативно. Мы с группой товарищей обиделись и написали ответ неизвестному нам корреспонденту. Сергей Владимирович Тулинский (редактор «Политехнических кадров»), защищая своих, отказался публиковать наше сочинение, тогда мы отнесли его в стенную газету «Баня» (она тогда еще иногда выходила). В «Бане» с радостью разместили материал, и присовокупили к нему басню про Льва, который единолично решает, что хорошо и что плохо.

Нужно отдать должное Сергею Владимировичу: он, видимо, отнесся к этой истории с юмором. Во всяком случае, когда мы принесли в газету наш очередной опус о Грушинском фестивале в Куйбышеве (ныне Самара), то нам отдали целый подвал на полосе. С тех пор мои заметки стали иногда появляться в газете, хотя общался я в основном с Ларисой Константиновной Битеевой, милейшим и добрейшим ответственным секретарем редакции.

И еще о Тулинском. Сергей Владимирович был заведующим кафедрой научного коммунизма и читал нам этот предмет на пятом курсе. Само название ничего, кроме скуки, не вызывало, но лекции Тулинского были просто замечательными. Он рассказывал о государственном управлении, о том, как устроена страна под названием СССР. В итоге на госэкзамене я получил пятерку, чем и горжусь.

Окончив вуз, так и не прикипев к профессии журналиста, даже забыл про родную газету, а когда пришел преподавать, то та же Лариса Константиновна периодически вылавливала меня и просила написать что-нибудь про театр «Манекен», про работу совета ветеранов (с которым мы подружились). Опыт бумагомарания тогда уже был обширный, и проблем эти просьбы не вызывали. К тому времени с подачи Павла Васильевича Большакова (заведующего кафедрой журналистики) затухавшая газета поменяла название и стала «Технополисом». Хотя традиции, благодаря в первую очередь Ларисе Константиновне, сохранились.

– Что было самым интересным за период вашей работы?

– Если положить руку на сердце (Где оно? Нашел), то в бытность мою студентом газета порой казалась скучной. Она была органом парткома, комитета комсомола и профсоюзной организации вуза. Соответственно, освещала вопросы идеологические, воспитательные, образовательные, научные… Неформальная жизнь студентов оставалась за бортом. В переводе на русский язык, студент интересовал только в качестве объекта, в который нужно было впихнуть сумму знаний или руками которого требовалось собрать урожай на обширных полях страны. Соответственно, студенты отвечали «Политехническим кадрам» взаимностью. Каждую неделю на специальных столах в фойе главного и второго корпуса лежали стопки даже не сфальцованных газет, к столу была прикреплена коробочка для денег. Газета стоила копейку, нужно было бросить денежку и взять с собой печатное слово. Проверять оплату никто не проверял, но и ажиотажа никогда не наблюдалось.

Теперь, по прошествии многих лет, я понимаю, что газета стала своеобразной летописью жизни вуза, в ней отразились административные, политические, научные перипетии того времени. Многие из тех, чьи фамилии и портреты мелькали в газете, стали большими людьми и большими учеными. Так что ценность газеты несомненна.

Приведу один пример. В свое время Челябинскому политехническому институту было присвоено имя Ленинского комсомола. Это было в 1968 году. Через десять лет на входе в главный корпус была установлена мемориальная доска в память об этом событии. Сохранилось несколько фотографий, где эта доска видна, но прочитать текст не удалось. Когда в двухтысячных годах началась реконструкция корпуса, и в том числе входной группы, то доска исчезла. Постепенно забылось и почетное звание вуза.

И вот однажды, когда я собирал книгу «Памятные доски Центрального района Челябинска», то обратился к библиографу нашей вузовской библиотеки и художнику Марине Борисовне Николаевой: не помнит ли она, что было написано на доске? «Конечно, – ответила библиограф, – в “Политехнических кадрах” от 3 ноября 1978 года была заметка об открытии доски, там и текст приводится». С тех пор я проникся еще большим уважением к вузовской газете и библиографам, которые помнят, где, что и когда.

– Как, на ваш взгляд, менялись студенты? Какую роль они играли в разные годы существования газеты?

– Как я говорил выше, газета была не студенческой, а вузовской, но это не мешало студентам, которые чувствовали тягу к изящной словесности, приходить в редакцию, приносить свои, зачастую наивные, заметки, которые с помощью кувалды и напильника иногда превращались в газетные строки.

Если серьезно, то в Политехнический институт или, ныне, в ЮУрГУ молодежь приходила и приходит за профессией, получив которую, можно всю жизнь трудиться и зарабатывать себе на хлеб с маслом.

Некоторые студенты приходят в вуз сразу с такой жизненной установкой и вгрызаются в гранит знаний и науки изо всех сил, не замечая ничего вокруг. Таких не зря называют зубрилками.

Другие, наслышанные о студенческой вольнице, которой нет уже не просто много лет, а много веков, приходят в вуз развлечься. Познакомиться с новыми людьми, поискать приключений и острых ощущений. Кто-то просто еще до конца не определился, а нужна ли ему выбранная профессия. Вот из последних как раз и вырастают настоящие журналисты. Таким студентам скучно писать курсовые, ходить на семинары, посещать лекции. Они с радостью смотрят по сторонам, выискивая что-нибудь интересное. Притом их потенциальная профессия, будь то приборостроение или журналистика, никак не сказывается на результатах их сочинительства. Зачастую будущие инженеры пишут лучше и интереснее, нежели будущие акулы пера.

А газета открыта для всех, и в этом ее прелесть. И пусть она никогда не станет студенческой газетой вуза (в том смысле, что газета о студентах и для студентов), потому как студенты – только часть большого организма ЮУрГУ, но, читая ее, те же студенты осознают свою причастность к делам и событиям своей альма-матер, а когда в нее еще и пишут, то приносят свою молодую энергию, разгоняют иногда застаивающуюся кровь по жилам Южно-Уральского государственного университета.

Так было, так будет всегда.

 

Владлен ФЕРКЕЛЬ

65 лет газете «Политехнические кадры»

Кто кадры политехников ковал,

На пенсии давно уж… Годы, годы.

Но эти юбилейные слова

Совсем не дань столь быстротечной моде.

Страна меняется: у рынка свой резон,

И поколения приходят и уходят,

Носить одёжку нужно по погоде,

Газета тоже – не хрустальный трон.

Вперед, вперед! Ждут новые края,

Студенты – это будущее ваше.

Газете до ста лет бы простоять,

А там привыкнут. Будьте ярче, краше!

Газета «Технополис» – флагман наш,

В нее мы верим искренне и свято.

И пусть рискнет кто взять на абордаж –

Поймет, что безнадежно и затратно.

Read 3461 times Published in: [ Университетская жизнь ] Last modified on Wednesday, 22 December 2021 18:02

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *