Пятница, 22 Ноября 2024

Соответствовать вызовам времени

Thursday, 13 September 2018 00:00   Редактор сайта

Доклад ректора ЮУрГУ Александра Леонидовича Шестакова на собрании профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов 31 августа 2018 года

Уважаемые коллеги! Закончился период летних отпусков, и мы начинаем новый учебный год. Давайте рассмотрим результаты прошедшего учебного года и обсудим задачи, которые стоят перед нами в предстоящем учебном году. В настоящее время деятельность нашего университета определяется задачами Программы 5-100, основной целью которой является повышение конкурентоспособности университета в международном образовательном и научном пространстве. Основными показателями конкурентоспособности на сегодняшний день являются рейтинги. В прошедшем году мы улучшили свои позиции в наиболее известных международных рейтингах.

ЮУрГУ впервые вошел в глобальный рейтинг QS (рейтинг из большой тройки), в зону с 801-й по 1000-ю позиции, занял 811-е место, совсем немного не дотянув до следующей зоны 700–800.

Кроме того, мы впервые вошли в рейтинг RUR (Round University Ranking) по техническим наукам на 526-ю позицию в мире, а в рейтинге Rank PRO поднялись с 573-й позиции на 414-ю.

Это результаты работы всего коллектива университета. Но огромную роль в этом сыграл новый состав Управления международного сотрудничества во главе с проректором по международной деятельности Ольгой Николаевной Ярошенко.

Университет также улучшил свои позиции в международном рейтинге Webometrics, поднявшись c 2089-й позиции до 2055-й. В этом большая заслуга проректора по информатизации Леонида Борисовича Соколинского.

Также мы близки к вхождению в еще один глобальный рейтинг из большой тройки – THE (Times Higher Education).

Мы знаем, что основой конкурентоспособности является научная деятельность. Ею во многом определяется и уровень образования. С количеством публикаций дело обстоит следующим образом: за 2017 год сотрудниками университета опубликовано 1083 статьи, индексируемых в международных базах Web of Science и Scopus (без дублирования). Результат неплохой.

Отчетным показателем по Программе 5-100 является количество публикаций за последние три года на одного НПР. Результаты представлены в таблице 1.

В настоящее время мы выполняем план, но перед нами стоят серьезные задачи по увеличению количества публикаций (см. табл. 2).

Данные цифры основаны на данных о количестве публикаций университетов, занимавших в рейтингах ≈400-ю позицию в 2015 году.

В таблице 3 представлены кафедры, добившиеся в 2017 году наилучших результатов по количеству публикаций.

Здесь я хотел бы отметить проректора Андрея Александровича Радионова, организовавшего конференцию «Пром-Инжиниринг» с включением докладов в базу данных Scopus.

Вторым важным показателем публикационной активности является цитируемость, которая отражает качество статей. В 2017 году средний показатель цитируемости на одного НПР составил 2,4 в базе Scopus и 1,3 в Web of Science при плановых показателях 0,9 и 0,5 соответственно. Отчетный показатель по Программе 5-100 – цитируемость на одного НПР за последние три или пять лет имеет следующие значения (см. табл. 4, 5).

Нам нужно существенным образом повысить степень цитируемости. И хотя Scopus пока учитывает самоцитирование, нам его нужно существенно уменьшить (см. табл. 6, 7).

Абсолютным чемпионом по публикационной активности в нашем университете является Андрей Владимирович Епимахов. В этом году он опубликовал вторую статью в Nature. А за три последних года его работы процитировали более 500 раз.

Публикации в низкорейтинговых изданиях дают малое число цитирований или вообще их не дают. Исключением может являться технология организации «радости взаимного цитирования». Поэтому необходимо стремиться публиковаться в журналах первого и второго квартиля. Такие публикации появились на многих кафедрах. Здесь я хотел бы отметить Высшую школу экономики и управления (директор – Ирина Петровна Савельева), хотя экономистам это делать сложнее, чем многим другим институтам. Это является результатом правильного целеполагания, эффективного менеджмента и правильного использования потенциала.

За время вхождения в Программу 5-100 в университете наблюдается неплохая динамика роста количества таких публикаций. Среди университетов второй волны мы одни из лучших. Отрадно то, что высокорейтинговые публикации есть практически на всех факультетах. Причем иногда они появляются там, где их не ждали. Например, одним из лидеров в этом стал Институт спорта туризма и сервиса под руководством Вадима Викторовича Эрлиха.

Потенциал есть во всех высших школах и институтах. Здесь я хочу отметить лидеров в области качественных публикаций (см. табл. 8).

В университете открыто восемь научно-исследовательских лабораторий под совместным руководством с зарубежными учеными. Большинство из лабораторий работают эффективно. Так, большое количество публикаций в первом и втором квартиле дает лаборатория многомасштабного моделирования полифункциональных соединений, руководителями которой являются Артём Эдуардович Масунов (Университет Центральной Флориды, США) и Екатерина Владимировна Барташевич (ЮУрГУ); лаборатория синтеза и анализа пищевых ингредиентов – руководители Шириш Сонован (Национальный технологический институт Варангала, Индия) и Ирина Юрьевна Потороко (ЮУрГУ); лаборатория нейрогепатологии – руководители Элияху Дременков (Словацкая академия наук, директор института молекулярной физиологии и генетики, Братислава, Словакия) и Вадим Эдуардович Цейликман (ЮУрГУ). Кроме того, руководитель лаборатории технической самодиагностики и самоконтроля приборов и систем (Манус Генри, профессор Оксфордского университета, Великобритания) включает нас в серьезный совместный проект по разработке трехфазного расходомера для нефтяников, технические требования которого выше мировых аналогов. Таким образом, это направление показало свою эффективность в университете, и мы ждем предложений от факультетов по его развитию.

Но у нас есть и противоположные примеры. За три года программы ни одной статьи в первом и втором квартиле базы данных Scopus не опубликовали Юридический институт и факультет психологии. Если ситуация с юристами объяснима, то отсутствие результатов у психологов требует рассмотрения. Причем результатов нет ни у факультета психологии, ни у кафедры в ВМБШ, нет прибыли в психологическом центре, которому выделены площади, что вызывает вопросы. В связи с этим следует назвать и Архитектурно-строительный институт, у которого лишь одна кафедра дала некоторое количество высокорейтинговых показателей.

Для стимулирования качественных публикаций в балльно-рейтинговой системе с 1 января 2018 года были резко увеличены доплаты за публикации в первом и втором квартиле баз данных Web of Science и Scopus. За публикации из ТОР 10% – 100 баллов (≈ 250 тысяч рублей за статью), ТОР 25% – 40 баллов (≈100 тысяч рублей за статью). Прочие – 15 баллов. При этом уменьшилась доплата за низкорейтинговые публикации. В системе поощрения КПЭ (комплексный показатель эффективности) с 1 января 2018 года в качестве порога было введено наличие публикаций в первом и втором квартиле. При их отсутствии оценка эффективности сотрудника не производится.

Теперь несколько слов о наших изданиях. Все наши «Вестники», а их 17 серий, прошли процедуру уточнения научных специальностей. Серии «Энергетика» (главный редактор – Андрей Александрович Радионов) и «Математика, механика, физика» (главный редактор – Софья Александровна Загребина) успешно прошли повторную экспертизу и включены в базу RSCI (Russian Science Citation Index) на платформе Web of Science.

В базу Emerging Sources Citation Index на платформе Web of Science вошли журнал «Математическое моделирование и программирование» (главный редактор – Георгий Анатольевич Свиридюк) и «Вестник ЮУрГУ. Серия “Человек, спорт, медицина”» (главный редактор – Александр Петрович Исаев), «Вестник ЮУрГУ. Серия “Математическое моделирование и программирование”» вошел в третий квартиль базы данных Scopus. Журнал Supercomputing Frontiers and Innovations вошел во второй квартиль базы данных Scopus (главный редактор – Леонид Борисович Соколинский).

Теперь несколько слов об оплачиваемой науке. В 2017 году объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в университете составил 938 миллионов рублей. Это максимум за всё время существования университета. В расчете на одного НПР это 566,5 тысячи рублей при плановом значении 400 тысяч рублей.

В прошедшем году выполнялись три крупных проекта по Постановлению № 218 Правительства РФ, пять крупных проектов по ФЦП исследования и разработки, пять грантов РНФ, ряд серьезных хоздоговоров с предприятиями. На текущий момент законтрактовано 950 миллионов рублей. Однако объем поступивших денежных средств составляет 190 миллионов рублей, то есть только 21%. Причины этого – обнуление финансирования федеральной части в связи с изменением системы финансирования НИР на федеральном уровне, а также малое поступление средств по заключенным хоздоговорам.

В качестве достижений в этом направлении можно отметить открытие в конце 2017 года лаборатории механики, лазерных процессов и цифровых производительных технологий, в которую компания SMS Group инвестировала 15 миллионов рублей, эта лаборатория будет решать задачи выполнения НИР и внедрения их в промышленность. В настоящее время успешно заканчивается новая знаковая НИР по аддитивным технологиям для компании «Конар». В этом заслуга Марины Николаевны Самодуровой. В 2018 году выигран конкурс РФФИ совместно с Индией по биотехнологиям. Руководитель с российской стороны – Ирина Юрьевна Потороко. За этот период университет выиграл семь грантов Российского научного фонда (в 2017 году – только два). Поддержан также проект университета о создании в Китае восьми центров Института Пушкина. Это проект Института лингвистики и международных коммуникаций.

В рамках Проекта 5-100 перед университетом стоит задача существенного наращивания объемов НИР и ОКР. Настало время, когда значительную часть, а правильнее будет сказать – большую часть средств мы должны зарабатывать на науке.

Плановые показатели здесь у нас следующие (см. табл. 9).

Для решения всех этих задач в прошедшем учебном году был проведен ряд стратегических сессий с командой Виктора Борисовича Христенко – нашего выпускника, в прошлом министра промышленности РФ и вице-премьера Правительства РФ. Была проведена подготовка и успешно защищена «дорожная карта» университета на Международном экспертном совете. Эта работа проводилась с командой PricewaterhouseCoopers. Также был проведен ряд встреч с членами Международного экспертного совета. В результате всей этой работы была выработана стратегия развития университета. Мы о ней не раз уже говорили. Но это очень важный результат прошлого учебного года, и я еще раз хочу кратко на этом остановиться. Основная стратегическая цель университета – стать конкурентоспособным международным университетом – эта задача будет решаться через преобразование ЮУрГУ в университет цифровых трансформаций. Это касается не только технических и естественно-научных факультетов, но и гуманитарных. Это, может, покажется невероятным, но в настоящее время начинает обсуждаться вопрос создания робота-адвоката на основе методов искусственного интеллекта.

Мировой лидер в области автоматизации корпорация Emerson не без участия ЮУрГУ создала производственную базу и глобальный инженерный центр в Челябинске. Эта корпорация является идеологом в мире в области цифровой индустрии. И мы ставим перед собой задачу быть первыми в России из университетов в области цифровой индустрии. Сейчас мы планируем крупные проекты в этом направлении на ММК. В ноябре мы проводим крупную международную конференцию вместе с Emerson по этому направлению, ставя перед собой задачу войти в различные отрасли как основное научно-исследовательское учреждение в этой области. И в этом есть поле для серьезного развития многих факультетов, и необходимость для каждого факультета в этот процесс встроиться.

Нужно отметить, что крупные исследовательские проекты возможны только на основе междисциплинарности и смелых идей. О генерировании таких идей мы начали говорить уже в прошлом учебном году. На сегодняшний день у нас есть ряд очень интересных проектов. Например, проект по созданию технологии проверки достоверности новостей СМИ, который предложила Людмила Петровна Шестеркина. Мы все видим большое число «фальшивых» новостей и их использование для разжигания вражды и ненависти. Оказывается, такая потребность в проверке на достоверность существует и в Европе. И Европейская Ассоциация журналистского образования поддерживает этот проект, то есть он является международным. Кроме того, проект требует исследований в области big data, математической статистики, психологии, филологии, социальных сетей, то есть он междисциплинарный. В исследовании заинтересовано наше государство, то есть можно найти грантовые деньги.

Еще один проект – это оценка текущего состояния металлургического оборудования в реальном времени. Он выйдет из технологии цифровой индустрии, разрабатываемой Emerson, то есть имеет международный уровень. Здесь также междисциплинарность, так как используются big data, электро- и гидроприводы, измерительные системы, математические методы обработки сигналов.

Оба эти проекта имеют хорошую научную и публикационную перспективу.

В связи с этим главная задача, которая стоит перед университетом, – это изменение культуры. Основной элемент этой культуры – стремление на каждой кафедре и на каждом факультете находить большие задачи и привлекать для их решения коллег с других факультетов, и добиваться успеха. И в процессе этого университет должен воспитать новое поколение лидеров, воспринимающих эту культуру как неотъемлемую часть своего сознания. Только так мы можем стать по-настоящему конкурентоспособным университетом.

Поэтому основной задачей будущего года я считаю создание базы для таких изменений на основе генерирования крупных междисциплинарных идей и формирования возможно большего числа коллективов для их реализации, а также создание системы управления для развития направления этого во всех институтах и высших школах.

Теперь поговорим об образовании. В прошедшем учебном году в университете по программам высшего образования обучалось 30 тысяч студентов. Это на две тысячи меньше, чем в позапрошлом году. Уменьшение произошло за счет уменьшения количества контрактных студентов.

В результате проведенной реорганизации в ЮУрГУ сократилось число бакалаврских программ в два с половиной раза, магистерских программ – в два раза. Сокращение бакалаврских программ соответствует тренду развития ведущих мировых университетов. В настоящее время у нас 65 бакалаврских программ. Число же магистерских программ, 56, определяется экономической эффективностью магистратуры. Сегодня мы наблюдаем общемировой и общероссийский тренд – резкое усиление конкуренции на образовательном рынке. Мы конкурируем не только с Москвой и Санкт-Петербургом, но и с Екатеринбургом. Отрицательное влияние на набор оказывает общий отрицательный экологический имидж города Челябинска. Поэтому нам надо создавать магистерские программы вызывающе яркие, амбициозные, которые будут лучшими в России. Они должны быть созданы с партнерами – ведущими российскими и зарубежными компаниями. Для преподавания в них должны привлекаться звезды, пусть и на короткое время. В этом плане можно отметил блестящую магистерскую программу по композитам Сергея Борисовича Сапожникова. Несколько таких программ создано в Высшей школе экономики и управления под руководством Ирины Петровны Савельевой. Но этого мало. В следующем учебном году такие программы должны быть на каждом факультете.

В прошедшем учебном году мы прошли процедуру аккредитации, которая далась нам тяжело. Она проходила в очень неудачный период резкой критики экономического и юридического образования в стране. В результате пока не аккредитованы юридическая магистратура и аспирантура в базовом вузе, направление «Управление в технических системах», а также экономические и юридические направления в филиалах, за исключением «Экономической безопасности» в Миассе, которую Игорю Вячеславовичу Войнову удалось сохранить. В предстоящем учебном году перед нами стоит задача всё исправить.

Теперь о наборе этого года. Бюджетный набор мы закрыли полностью. Но средний балл у нас 66,6 – на 0,5 балла меньше, чем в прошлом году. Хотя по «дорожной карте» Программы 5-100 должен быть 72. Отстают по среднему баллу факультет материаловедения и металлургических технологий и автотракторный. У металлургов он на уровне 55, на АТ – 57. На теплоэнергетике также всего лишь 59 (что весьма странно). При этом всегда отстающая специальность «Боеприпасы и взрыватели» дала средний балл 62.

Вместе с этим нужно отметить те направления и кафедры, которые набрали студентов с высоким баллом (см. табл. 10).

Хочется также отметить те направления, которые увеличили средний балл (см. табл. 11).

Особо нужно отметить Институт естественных и точных наук. Здесь прошло повышение среднего балла ЕГЭ почти на всех специальностях. В целом по институту балл повысился на 3,3 – это серьезное увеличение. В этом большая заслуга Алевтины Викторовны Келлер и результат системной работы.

Основной фактор, не позволяющий нам повысить средний балл, – это отток абитуриентов из Челябинской области. При этом отток усиливается. Абитуриенты поступают не только в Москву и Санкт-Петербург. Но начали уезжать в Екатеринбург и даже в Тюмень. ЮУрГУ много делает для улучшения знаний школьников по математике и физике. Но парадокс заключается в том, что чем мы больше в это вкладываем, тем больше высокобалльников уезжает. В прошлом году мы набрали два класса в ФМШ, провели подготовку по математике и физике, в результате которой школьники получили высокие баллы (выше 80). Ни один из подготовленных абитуриентов не остался в Челябинске, все уехали в Москву и Санкт-Петербург. Было время, когда мы вели в школах по 20 университетских классов. Результат был похожий. Поэтому сейчас нам нужно сотрудничать с теми школами, которые ориентируют абитуриентов на ЮУрГУ.

В связи с этим еще одним ключевым моментом является качество образовательных программ. Они должны быть лучшими в стране. При этом мы должны сотрудничать с работодателями, чтобы вместе мотивировать школьников на учебу в ЮУрГУ и получение перспективной работы не только в Челябинской области, но и по всей стране и даже за рубежом. Также необходимо увеличивать количество бюджетных мест на гуманитарных направлениях. И мы будем этим заниматься. И, безусловно, необходимо активизировать работу по продвижению положительного имиджа университета, созданию которого мешает плохая экология Челябинской области. Задача повышения качества набора очень тяжелая. Для ее решения необходима система скоординированных мер, совместная работа с ключевыми работодателями и администрацией региона.

Университет активно проводит работу по набору зарубежных студентов. В этом году принято на бюджет 207 человек из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана), то есть расширилась география набора. Большую и самоотверженную работу проделали для этого Ольга Николаевна Ярошенко и Юлия Олеговна Болотина.

 

Контрактный набор

Договоров в этом году по очной форме меньше на 14 , по заочной форме меньше на 25% по сравнению с прошлым годом, но денег в целом немного больше. Хочу отметить тех, у кого контрактный набор лучше, чем в прошлом году (по очной и заочной формам):

  • Высшая медико-биологическая школа – Михаил Алексеевич Беребин;
  • Институт спорта, туризма и сервиса – Вадим Викторович Эрлих;
  • Факультет техники и технологии (Златоуст) – Андрей Николаевич Дильдин;
  • Институт естественных и точных наук – Алевтина Викторовна Келлер.

В этом году закончился второй год проекта элитного образования, которое в ЮУрГУ представлено двумя типами. В первом типе, когда сформированы элитные академические группы на факультетах, ситуация более или менее стабильная. В элитных группах второго типа, в которых собраны студенты родственных, но разных специальностей, дело обстоит сложнее, студентов после второго курса осталось меньше. В Политехническом институте их осталось 11 человек, а Высшая школа электроники и компьютерных наук вообще отказалась от этого проекта. Это проявление большого нежелания и неумения работать со значительной степенью новизны. Оставшиеся студенты должны в последующие два года пройти через проектное обучение.

Нужно отметить, что в элитных группах были прочитаны достаточно интересные специальные курсы. Например, курсы «Избранные разделы теоретической и прикладной механики» Юрия Григорьевича Прядко, «Избранные разделы теоретических основ электротехники» Сергея Анатольевича Ганджи, «Теория решения изобретательских задач» Валерия Владимировича Лихолетова, «Нейрохимия и нейробиология стресса» Вадима Эдуардовича Цейликмана, «Психология творчества и инноваций» Веры Геннадьевны Грязевой-Добшинской и ряд других.

Большую работу по реализации элитного образования проводит Александр Дмитриевич Дрозин. Кроме выполнения своих обязанностей по организации элитного обучения, он подготовил и прочитал два курса: «Математические модели» и «Математика на английском языке». Но один человек этот проект не осуществит, это должна быть совместная деятельность всех институтов и высших школ.

Очень важным новым направлением, которое мы начинаем с нового учебного года, является проектное обучение. Это двухлетний проект, ориентированный на магистратуру и элитный бакалавриат. Результатом обучения будут реальные проекты. Большую базу таких проектов мы разработали с ведущими работодателями. Суть нашего понимания проектного обучения состоит в следующем: для осуществления проекта собирается команда студентов разных направлений; под каждый проект разрабатывается своя образовательная программа; в идеале у каждого проекта будет два руководителя – от университета и от работодателя. В результате мы получаем серьезный проект, выполненный студентами, и команду, его выполнившую, готовую для дальнейшего развития или у работодателя, или самостоятельно. Вопрос проектного обучения изучался больше года. Насколько нам известно, такого подхода у нас в стране нет. Для консультации и использования европейского опыта мы пригласили Франка Лепрево, профессора университета Лихтенштейна. За создание этого проекта я хочу поблагодарить Андрея Александровича Радионова.

Еще одно новое направление, которое мы начали прорабатывать, – смешанное обучение, суть которого – использование в процессе обучения максимального числа электронных курсов. В ведущих западных университетах это направление имеет большие масштабы и привлекает в ведущие мировые университеты дополнительно большое число студентов. Существуют западные платформы открытых электронных курсов, создана российская платформа. Мы ставим задачу максимально эффективно их использовать в образовательном процессе. Результатом реализации данного проекта должны стать:

  • привлечение в университет дополнительного контингента студентов;
  • экономия времени преподавателя.

Начало реализации проекта уже положено. Во-первых, преподаватели университета создали большое количество электронных курсов. Во-вторых, у нас есть уникальный опыт, когда полностью в дистанционном режиме реализована программа бакалавриата по технологии строительств. На сегодня аналогов в стране этому нет. В связи с этим нужно отметить заведующего кафедрой строительного производства и теории сооружений Григория Александровича Пикуса и его команду, а также Александра Алексеевича Демина, который является у нас драйвером электронного образования. Сейчас мы начали работать с командой PricewaterhouseCoopers по организации этой технологии. С этой командой мы работаем уже три года, и она существенно помогает нам в развитии университета.

Если мы правильно реализуем все три проекта – элитное образование, проектное обучение и смешанное образование, – то наш университет станет лидером в стране по новым, эффективным технологиям образования и у нас будет много хороших студентов. Но это непростая задача. Нам всем необходимо креативно и напряженно работать для ее решения.

Здесь я хотел бы отметить креативную работу Института открытого и дистанционного образования. В 2017 году стартовал проект «Детский интернет-университет». Он направлен на популяризацию научного знания среди детей от восьми лет и старше и продвижение ЮУрГУ в образовательном пространстве. Было записано свыше 75 видеоуроков, которые просмотрели более 7000 пользователей. Открыта студия МООК. Созданы пять МООКов, которые размещены на федеральных интернет-площадках. На них записалось более 5000 студентов. Это МООК по альтернативной энергетике (автор – Ирина Михайловна Кирпичникова) и четыре МООКа для Института Пушкина по изучению русского языка. Над их созданием работал междисциплинарный коллектив под руководством Ядвиги Леонидовны Березовской. Применение в этих курсах нейросетевых технологий выполнено Дмитрием Алексеевичем Кацаем. Разработан и введен в процесс обучения адаптивный к процессу освоения курс «Экономика организаций» (руководитель коллектива – Леонид Александрович Баев). Это курс по самым передовым технологиям электронного обучения.

Теперь о дополнительном образовании. Это важный вид деятельности университета, который может принести существенный дополнительный доход, но работа идет не очень успешно. За прошедший учебный год доход от дополнительного образования уменьшился на 11%, а в Институте дополнительного образования, структуре, которая специально для этого создана, уменьшился на 50%. Институтом дополнительного образования в прошедшем учебном году реализовано 137 программ, из которых 70 программ – вновь разработанные. Общее количество слушателей – 3200 человек. При этом увеличили доход от дополнительного образования в Институте лингвистики и международных коммуникаций. Он дает половину дохода университета от допобразования. Основная заслуга в этом Ольги Александровны Турбиной.

Также доходы от дополнительного образования принесли Высшая школа экономики и управления (Ирина Петровна Савельева), Высшая школа электроники и компьютерных наук (Глеб Игоревич Радченко), спецуправление (Евгений Алексеевич Тряскин). Но у экономистов и электронщиков объем небольшой.

В настоящее время развитие этого направления мы связываем с применением новых информационных технологий, а именно конструктора программ ДПО. Эта идея предложена Александром Алексеевичем Деминым и поддержана консалтингом PricewaterhouseCoopers, а также Международным экспертным советом. В рамках развития электронного образования в предстоящем учебном году ее надо запустить в опытную эксплуатацию.

Осуществлению качественного образовательного процесса существенным образом помогает научно-производственный институт «Учебная техника и технологии». Несмотря на падение этого рынка в стране, мы в объемах поставок сохранили уровень прошлого года. Учебная техника поставлена в 496 учебных заведений. Увеличивается количество зарубежных контрактов. В числе заказчиков, кроме стран СНГ, появилась Латвия. Университет начинает оформление сертификатов соответствия для того, чтобы выйти на европейский рынок. Дальнейшее развитие институт видит в разработке и поставке исследовательской и производственно-учебной продукции – например, исследовательского комплекса «Усталостные испытания пневморессор» для Набережных Челнов. Институтом создана лаборатория для подготовки техников по обслуживанию и ремонту магниторезонансных томографов. Огнестрельный боевой тир с принципиально новым способом оптического обнаружения попадания снарядов успешно представлен на международной выставке «Армия 2018» и внедрен в университете. Вообще для оборонных академий и училищ рост количества заказов составил 26%. Георгий Илларионович Калягин хорошо чувствует вектор развития. На выставке ИННОПРОМ 2018 университет в лице института «Учебная техника и технологии» участвовал в экспозиции совместно с компанией KUKA (мировым лидером по производству промышленных роботов). Мы представили программно-аппаратный обучающий комплекс. По результатам этой работы мы стали системным интегратором по разработке обучающих комплексов для компании KUKA и головным их поставщиком по всей России. Вот каковы бы ни были условия: кризис, стагнация, санкции – институт «Учебная техника и технологии» под руководством Георгия Илларионовича Калягина уверенно двигается вперед, предлагая новые решения. И здесь нужно отметить его лучших сотрудников: Алексея Анатольевича Сироткина – руководителя отдела «Машиностроение», Людмилу Владимировну Радионову – руководителя отдела «Материаловедение», Глеба Олеговича Жбанкова – руководителя отдела «Тренажеры. Эмуляторы», Алексея Анатольевича Дурасова – руководителя отдела «Авто».

Теперь о некоторых достижениях институтов.

В Архитектурно-строительном институте продолжает функционировать международный проект создания магистерской программы по энергоэффективному строительству. Директор и руководитель программы – Дмитрий Владимирович Ульрих.

Институт естественных и точных наук. Объем НИОКР по сравнению с прошлым годом увеличился в 1,5 раза. Защищена еще одна диссертация аспирантом из Ирака. 76 студентов небольшого института являются авторами публикаций. Шесть преподавателей успешно сдали экзамен по английскому языку IELTS. Директор – Алевтина Викторовна Келлер.

Институт лингвистики и международных коммуникаций. Большой вклад институт вносит в реализацию углубленной подготовки по английскому языку. При этом институтом разработано пять собственных онлайн-курсов. В течение прошлого учебного года институт работал над выполнением пяти грантов. Директор – Елена Николаевна Ярославова.

Институт социально-гуманитарных наук успешно участвовал в масштабном международном исследовательском проекте Европейской Ассоциации журналистского образования (участвовало в проекте 28 стран). Правление этой организации утвердило ЮУрГУ площадкой для проведения международной конференции по журналистскому образованию в 2020 году. Ее привлек новый бренд университета и возможность привлечения в Ассоциацию через ЮУрГУ стран Азии. Это заслуга Людмилы Петровны Шестеркиной. Кроме того, ее учебник «Универсальная журналистика» стал победителем всероссийского конкурса. Кафедра философии определила свое научное направление – «Философская практика», и началось сотрудничество с зарубежными учеными этого направления. В этом заслуга Елены Васильевны Гредновской. Я также хочу поблагодарить за эффективную работу директора института Елену Владимировну Пономареву.

Институт спорта, туризма и сервиса регулярно проводит серьезную международную конференцию по инновациям в спорте. Студентка магистратуры Анна Нечаевская стала бронзовым призером Олимпиады в Корее в лыжной эстафете. Хоккейная команда «Политехник» стала бронзовым призером Студенческой хоккейной лиги, а ее тренер Артём Александрович Плетнев привел студенческую сборную России к победе на Кубке мира по университетскому хоккею. За большую работу я хочу поблагодарить директора института Вадима Викторовича Эрлиха.

Политехнический институт работал над тремя крупными проектами по Постановлению № 218 Правительства РФ и двумя крупными проектами Российского научного фонда. Профессор Сергей Борисович Сапожников вошел в диссертационный совет Лёвенского католического университета (Бельгия), одного из лучших университетов Европы (81-е место в рейтинге 2018 года компании QS). На кафедре БЖД по программам дополнительного образования в течение года прошли обучение 1404 человека. Заведующий кафедрой – Александр Иванович Сидоров. Энергетический факультет открыл магистерскую программу на английском языке. Благодарю за большую работу директора института Сергея Дмитриевича Ваулина.

Высшая школа электроники и компьютерных наук открыла Академию интернета вещей с компанией Samsung. Команда школы уверенно победила в конкурсе SMS Group по цифровой индустрии. Директор – Глеб Игоревич Радченко.

Юридический институт завоевал два диплома победителей Всероссийской студенческой олимпиады по юриспруденции. Исполняющая обязанности директора института – Ирина Михайловна Беляева.

Высшая медико-биологическая школа за учебный год опубликовала 15 статей в журналах первого квартиля. Я хочу поблагодарить за эффективную работу ее директора Вадима Эдуардовича Цейликмана. В этом ему также хорошо помогала Ирина Юрьевна Потороко.

В Высшей школе экономики и управления создан научно-образовательный центр «Центр технологий развития бизнеса». В нем реализованы три концепции современного бизнеса: бережливое производство, быстрореагирующее производство и гибкое производство. За большую работу я благодарю директора Ирину Петровну Савельеву.

Факультет военного обучения начал обучение по новой военно-учетной специальности «Информационная безопасность в войсках». Начальник факультета – полковник Николай Алексеевич Карпов.

Факультет предвузовской подготовки проводил огромную работу по организации и проведению олимпиад школьников и творческих конкурсов. За самоотверженную работу я благодарю Юлию Олеговну Болотину.

Управление по внеучебной работе провело Всероссийский конкурс «Мисс и Мистер Студенчество России», выиграло грант Росмолодежи на реализацию студенческих проектов, провело очень большую работу по проведению Форума ректоров вузов России и Казахстана. Студенческий педагогический отряд «Апельсин» занял третье место во Всероссийском конкурсе «Лучший отряд России». Большую организационную работу для этого провела Светлана Александровна Юдочкина.

Еще одна знаковая вещь, которой мы добились в прошедшем учебном году, – это вхождение в программу строительства студенческого общежития. Это будет общежитие международного уровня, соответствующее трехзвездочному отелю. Несмотря на реорганизацию Министерства образования и науки РФ, мы добились подписания всех соглашений. Сейчас проходят тендерные процедуры. Мы его построим к маю 2020 года. Мы к этому шли три года. Я хочу поблагодарить Вадима Александровича Трофимычева и Людмилу Ивановну Бойкову за большую работу по реализации этого проекта. Я также хочу отметить большую поддержку, которую нам оказала администрация области во главе с губернатором Б.А. Дубровским.

Уважаемые коллеги! Таковы результаты предыдущего учебного года. И вы видите, что университет развивается. Следующий учебный год – юбилейный. Университету исполняется 75 лет. У нас запланировано большое число юбилейных мероприятий. Характерной особенностью университета является то, что он всегда отвечал на вызовы времени. И сегодня перед нами стоят очень большие и амбициозные задачи. Они возникли из необходимости стать по-настоящему международным университетом, несмотря на ту жесткую конкурентную среду, которая сложилась сейчас на образовательном рынке. И мы сможем их решить только в том случае, если создадим новую культуру университета. Мы должны не просто одобрять чьи-то большие дела, а генерировать на каждой кафедре и каждом факультете амбициозные, крупные междисциплинарные проекты и реализовывать их. При этом мы должны воспитывать новую генерацию успешных лидеров. Те результаты, те примеры, те идеи, которые у нас есть, вселяют уверенность в достижении поставленной цели. Я благодарю вас за работу в прошедшем учебном году и желаю вам здоровья, творческих и финансовых успехов!

С новым учебным годом!

Read 3513 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *