Суббота, 23 Ноября 2024

Соответствуя стандартам

Monday, 12 February 2018 00:00   Марина ПАВЛОВСКАЯ

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. В современном мире объем знаний каждые 10–15 лет удваивается. В перспективе обновление научно-технических достижений пойдет в таком темпе, что новинки станут устаревать, не «прожив» и двух лет.

Быстрое внедрение в производство научных достижений и технических изобретений выдвигает на первый план проблему морального старения знаний. Ускорение морального износа человеческого капитала, возникновение потребности в массе специалистов совершенно иного профиля требует от системы образования оперативно реагировать на изменения в перечне профессий и специальностей и как можно быстрее удовлетворять спрос на новых специалистов.

В последние десятилетия разделение министерств, ответственных за профессиональное и общее образование в РФ, окончательно отдалило промышленность, торговлю и сервис от системы образования и ликвидировало остатки сформировавшихся во времена СССР отношений между предприятиями и образовательными организациями. Это не позволило сохранить механизмы наполнения образовательного процесса содержанием, особенно в профессиональном образовании. Нет единого базового согласованного с промышленностью уровня владения навыками и знаниями, к которому могли бы стремиться участники образовательного процесса. Именно этим и обусловлена потребность в изменении действующей системы квалификаций и замене ее системой профессиональных стандартов.

Использование профессиональных стандартов для определения соответствия квалификации работника выполняемым трудовым функциям – сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт по профессиональным стандартам на сегодняшний день – у Великобритании. В России впервые тема профстандартов возникла в 1997 году. Этот термин был применен в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 года № 222. Первый макет профстандарта в 2007-м разработало Национальное агентство развития квалификаций, и в 2007–2008 годах появились первые профессиональные стандарты.

В 2010 году в перечне поручений Президента РФ были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. В 2011-м Правительством РФ учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке «дорожной карты» создания Национальной системы квалификаций и компетенций. После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы. Первые стандарты были приняты 30 октября 2013 года. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. Количество профстандартов, принятых к 2018 году, превысило тысячу.

Отличие профстандартов от ранее принятых справочников в том, что это современные документы, они расширяют актуальные представления о необходимых работнику знаниях и умениях. Изменения в них следует вносить каждые три года, в связи с изменением техники и технологии.

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. В свою очередь профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт – нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к содержанию трудовой деятельности и условиям ее осуществления; к квалификации работника, описанной в терминах знаний, умений, навыков (опыта), уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности выполняемой деятельности (компетенций), необходимых для выполнения набора трудовых функций, соответствующих конкретному занятию на рынке труда; к профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

В профессиональных стандартах прописаны современные наименования должностей и профессий, трудовые функции и действия, требования к образованию, практическому опыту работы, умениям, знаниям и личным качествам специалиста, необходимые допуски. Применяются они при приеме на работу, аттестации сотрудников, формировании кадровой политики предприятия, разработке должностных инструкций и системы оплаты труда.

Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. В ближайшее время действующие ФГОС будут заменяться новыми, разработанными с учетом профессиональных стандартов. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года окончательно утвердил и разъяснил порядок применения профессиональных стандартов, которые должны были вступить в силу с 1 июля 2016 года. Но, учитывая сложность задачи, Правительством был установлен переходный период для всех отраслей до начала 2020 года. Применять профессиональные стандарты с 1 января 2017 года в обязательном порядке необходимо лишь к тем должностям, для которых это прямо предусмотрено Трудовым кодексом или иными законами.

Так, приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 года № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», протоколом заседания Постоянного комитета по вопросам деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в области обеспечения единства измерений от 31 октября 2014 года № 03-2014, протоколом Совещания у руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В. Шипова от 17 ноября 2014 года № СШ/212-пр утверждены Требования к образованию персонала. Персонал должен иметь высшее и/или дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации. Высшее образование по профилю должно учитывать только то образование, которое имеет специализацию «Стандартизация и метрология», все остальные профильные высшие образования нуждаются в дополнительном профессиональном образовании по требуемому профилю в формах, предусмотренных частью 2 статьи 76 Федерального закона 2014 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Откликаясь на реалии времени, Институт дополнительного образования ЮУрГУ с 2014 года успешно реализует программу профессиональной переподготовки «Метрологическое обеспечение производства, организация и проведение метрологических работ». Она разработана с учетом требований профессионального стандарта «Специалист по метрологии» и ориентирована на получение профильного образования специалистами, основной задачей деятельности которых является метрологическое обеспечение разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции. Обучение по этой программе прошли свыше ста сотрудников ведущих предприятий Челябинска и области: Челябинского металлургического комбината, Челябинского трубопрокатного завода, АО «Конар», Промышленной группы «Метран», АО «Трубодеталь», ФГУП «Медтехника», ООО «ЮжУралЭнергосервис», завода «Прибор», НПО «Электромашина», ЦСиМ «Полеос».

При составлении дополнительной профессиональной программы разработчики руководствовались следующим: профессии в области метрологии должны иметь межотраслевой характер, с возможностью установки дополнительных отраслевых требований; программа должна соответствовать требованиям к должностям инженерно-технического персонала (техник-метролог, инженер по метрологии, ведущий инженер и так далее) и руководящего персонала (начальник лаборатории метрологии, начальник отдела метрологии, главный метролог); программа должна коррелировать с государственными образовательными стандартами и образовательными программами; освоение разделов программы должно способствовать проведению сертификации квалификации персонала; программа должна использоваться в целях удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах.

Занятия по программе ведут высококвалифицированные преподаватели ЮУрГУ и ведущие специалисты Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области. Лабораторный практикум проводится с использованием оборудования лабораторий: технических измерений, взаимозаменяемости и стандартизации; гидрогазодинамики; гидравлики; динамических гидромашин и гидропередач; электромагнитных измерений. По окончании обучения слушатель выполняет итоговую квалификационную работу, подтверждающую владение профессиональными навыками в избранном направлении переподготовки и выполняемыми трудовыми функциями, получение новых или совершенствование имеющихся компетенций. Слушателям, успешно освоившим программу и защитившим итоговую квалификационную работу с положительной оценкой, выдается диплом о профессиональной переподготовке и присваивается квалификация «Специалист по метрологии».

В ближайших планах Института дополнительного образования ЮУрГУ – проведение программы с использованием дистанционных технологий, что позволит сделать ее доступной для более широкого круга слушателей.

Read 2608 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *