Суббота, 23 Ноября 2024

Как обеспечить права адвоката

Thursday, 24 January 2019 00:00   Юлия РУДНЕВА
Студенты – участники проекта на круглом столе «Адвокатский запрос: состояние и перспективы» Студенты – участники проекта на круглом столе «Адвокатский запрос: состояние и перспективы»

Адвокату, работающему в российских реалиях, помимо высокого профессионализма необходимы такие навыки, как стрессоустойчивость и готовность к работе в нестандартных ситуациях. В рамках проектного обучения юристы ЮУрГУ работают над проектом, аналогов которому еще не существует в современной юридической практике. В ходе него студенты разработают модель обеспечения профессиональных прав адвокатов.

О специфике работы адвокатов, о прецедентах противодействия адвокатской деятельности, о методах борьбы и тактике поведения в подобных случаях, о законодательных пробелах в регламентации профессиональных прав адвокатов и о том, могут ли студенты повлиять на изменение законодательства РФ в данной сфере правового регулирования, рассказывает куратор проекта, заведующий кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, исполняющий обязанности директора Юридического института ЮУрГУ, кандидат юридических наук, доцент Ирина Михайловна Беляева.

– Расскажите об истории проекта? Кто являлся его инициатором?

– История проекта пока недолгая, мы еще в самом начале пути. Идея родилась, когда перед нами была поставлена задача организовать проектное обучение студентов по направлениям, которые были бы действительно интересны и нам как юристам, и нашим основным партнерам, и студентам. Работа в проекте должна помочь студентам еще во время учебы погрузиться в мир реальной юридической практики.

Одним из наших ключевых партнеров является областная Адвокатская палата, на нашей кафедре работает очень яркий представитель адвокатского сообщества – председатель Совета молодых адвокатов Челябинской области Михаил Сергеевич Кириенко. Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день изучение таких межотраслевых, междисциплинарных вопросов, связанных с адвокатской деятельностью, очень актуально и будет полезно как нашим партнерам-адвокатам, так и студентам – будущим адвокатам.

Проанализировав методику адвокатской деятельности, мы пришли к выводу, что еще никто не делал подобных обобщений, то есть универсальная, методически выверенная программа в юриспруденции пока отсутствует.

Противодействие профессиональной деятельности – не редкость на самых разных этапах работы адвоката во всех видах судопроизводства. В задачи нашего исследования в рамках проектной работы входит систематизация действующего законодательства в области осуществления адвокатом своих прав, поиск и анализ случаев противодействия адвокатской деятельности и разработка предложений, которые помогут в преодолении подобных ситуаций.

Обсудив идею исследования с руководством Адвокатской палаты, мы пришли к выводу, что конечным продуктом проекта станут предложения по корректировке действующего законодательства с целью устранения пробелов и проблем в сфере исполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей. Кроме того, студенты под руководством руководителя проекта, при участии преподавателей разработают методические рекомендации для профессионалов: как вести себя адвокату в той или иной стрессовой ситуации, связанной с противодействием его профессиональной деятельности по защите прав и свобод и законных интересов граждан.

Презентация старта проекта состоялась на заседании областной Адвокатской палаты, доклад о нем был сделан в Федеральной Адвокатской палате.

– Приведите наиболее яркие примеры противодействия адвокатской деятельности.

– Самый очевидный и распространенный пример – неисполнение адвокатского запроса, несмотря на то, что есть закон, регламентирующий его четкое исполнение. 18 декабря мы провели круглый стол на эту тему, на котором присутствовали и студенты группы Ю-360, активно включившиеся в проект, и действующие адвокаты. В ходе круглого стола обсуждалась тактика поведения при противодействии адвокатской деятельности, которую в основном используют следователи на стадии предварительного расследования. К случаям противодействия, к примеру, относится ситуация, когда адвокату умышленно не предоставляются для ознакомления материалы по делу, а также когда следствие или суд очень критично оценивает доказательства, которые адвокат в силу полномочий, данных ему законом, собирает самостоятельно и предоставляет следствию. Иногда адвокату умышленно создают неблагополучную, некомфортную обстановку для работы – с целью дезориентировать его и снизить его активность в рамках расследования.

– Проблем действительно много!

– Конечно, маститые адвокаты, имеющие большой опыт работы, умеют справляться с такими ситуациями. А вот для начинающих такие методические рекомендации по преодолению противодействия их профессиональной деятельности, на наш взгляд, были бы очень полезны.

– Проект рассчитан на два года. Какие важные шаги по его реализации уже сделаны?

– В проекте задействованы шесть бакалавров направления «Юриспруденция». Сейчас, пока студенты учатся на третьем курсе, идет подготовительный этап. Фактически в рамках учебного плана к активной работе по проекту они приступят на четвертом курсе. Сейчас идет организационный, подготовительный период. Нужно отметить, что у ребят блестят глаза, проект им очень интересен, в нем много практической работы, погружения в реальную судебную практику. На нынешнем этапе студенты разрабатывают криминологически выверенные, подробные анкеты для того, чтобы во время производственной практики провести опрос адвокатов, следователей, судей. Обобщив его результаты, мы получим живую информацию, от которой будем отталкиваться в своем исследовании.

Кроме того, в рамках проектной работы мы провели круглый стол, следующее подобное мероприятие запланировано на март. Так же на площадке областной Адвокатской палаты состоялась встреча студентов с заказчиками проекта – Адвокатской палатой Челябинской области и Советом молодых адвокатов Челябинской области. На встрече обсуждались имевшие место случаи противодействия адвокатской деятельности и существующая судебная практика по их оспариванию, законодательные пробелы в регламентации профессиональных прав и возможностей адвокатов в рамках оказания помощи по уголовным делам.

Все студенты – участники проекта примут участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки», которая традиционно проводится в нашем институте в мае. На форуме они представят доклады, посвященные анализу зарубежного опыта борьбы с противодействием адвокатской деятельности.

Кроме того, на встречах с участниками проекта обсуждаем темы выпускных квалификационных работ, в которых студенты в следующем году будут описывать методику борьбы с противодействием адвокатской деятельности.

– Как именно результаты проекта будут предложены в качестве реальных шагов для изменения существующего законодательства?

– Нужно быть объективными: реально предложения по изменению в российское законодательство внести сложно, учитывая, что закон четко определяет тех субъектов, которые имеют право законодательной инициативы. Конечно, студенты к ним не относятся. Но очень важно выносить на обсуждение существующие проблемы и быть услышанными даже в рамках профессионального сообщества. У нас будет возможность обсудить эти вопросы на конференциях и круглых столах, других площадках.

Перед нами в рамках проекта стоит задача подготовить проект изменений в действующее законодательство с целью устранения существующих пробелов и противоречий, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, и мы сделаем для этого всё возможное. Будем стремиться к формулированию реальных предложений, которые впоследствии могут быть внесены в федеральный закон, регулирующий деятельность адвокатов.

Наш основной заказчик – Адвокатская палата Челябинской области – четко сформулировал запрос: если в ходе проектной работы будут представлены реальные рекомендации по вопросам борьбы с противодействием адвокатской деятельности, они смогут вынести их на обсуждение в Федеральной Адвокатской палате. А это уже реальный шаг к изменению существующего законодательства.

– Как вы взаимодействуете с заказчиками проекта?

– В рамках проектной работы планируем отправить ребят на практику в Адвокатскую палату Челябинской области. Будет соблюден паритет: два студента будут направлены на практику в Адвокатскую палату, двое – в органы следствия, и двое – в судебные органы. Так мы планируем распределить силы участников проекта по сбору эмпирического материала.

Хотелось бы особо отметить высокий интерес студентов. В проекте у нас есть волонтёр, официально в проект его не взяли из-за академических задолженностей, но он присоединился к работе на общественных началах, уже ликвидировал все задолженности и очень стремится принимать активное участие в проекте. Так наше исследование побудило человека более ответственно отнестись к учебе. Тот факт, что студенты полны энтузиазма, вселяет уверенность, что проект будет успешным!

Read 3509 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *