Институт социально-гуманитарных наук в рамках реализации в университете проектного обучения запускает пять проектов, каждый из которых по-своему уникален. Каждый становится площадкой для отработки приоритетных для университета задач на всероссийском и международном уровне. Об инновационном характере проектов и их преимуществах рассказывает директор Института социально-гуманитарных наук, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева.
– Все проекты Института социально-гуманитарных наук принципиально междисциплинарные, и практически во всех принимают участие магистры, – подчеркивает Елена Владимировна. – Подготовка специалистов-гуманитариев ведется в соответствии с требованиями современного мира, в котором необходимо уметь взаимодействовать с цифровой реальностью. При этом в основе ее – уникальный опыт работы научных школ ИСГН. Это обеспечивает высокий уровень качества научного содержания проектов. И, что самое главное, участники проекта получат полезные, востребованные обществом навыки, а значит, и преимущество на рынке труда.
Важно отметить, что работа в проекте воспитывает современного профессионала – мобильного, трудоспособного, готового работать в коллективе и безукоризненно выполнять свои функции. При этом участие в проекте будет не в ущерб учебе – скорее, наоборот: рамки работы очень жесткие, задолженности, несоблюдение сроков недопустимы. Студент, работающий в проекте, – это подрядчик, который несет ответственность перед заказчиком. Если он задерживает работу команды, не справляется с обязанностями, не отрабатывает свою функцию, то вынужден будет покинуть проект.
Виртуальный музей «Писатели Южного Урала»
Это один из проектов, инновационных не только для университета, но и для региона в целом.
– В Челябинске до сих пор не существовало ни одного музея писателей Южного Урала, – отмечает профессор Пономарева. – Хотя в соседнем Екатеринбурге подобный музей успешно действует. Литературный потенциал Челябинской области значителен и вызывает живой интерес общероссийского литературного и научного сообщества, поэтому область остро нуждается в таком культурном учреждении – пусть поначалу оно будет существовать в Сети.
Вопрос недостатка информации о развитии литературы в регионе предлагается решить с помощью создания виртуальной версии музея. Заказчиком выступает министерство культуры Челябинской области. В ЮУрГУ проект реализуется на площадке кафедры русского языка и литературы ИСГН, под руководством доктора филологических наук, профессора Татьяны Семьян.
Музей будет состоять из виртуальных музеев-квартир писателей. Формирование его начнется на основе исследовательских материалов о творчестве двух значимых фигур поэтического сообщества Челябинска – Николая Годины и Яниса Грантса. Наполнять виртуальный музей экспонатами станут магистранты-филологи. За цифровую реализацию проекта отвечают два программиста – бакалавры третьего и четвертого курса ИЕТН, а за дизайн – два бакалавра-старшекурсника АСИ. Наличие опыта не просто участия в реальном проекте, а создания уникального виртуального музея – нечто подобное делается только в Высшей школе экономики в Москве – может стать весомым конкурентным преимуществом выпускника магистратуры.
«Виртуальный музей художника Василия Неясова»
Схожий по сути, но наполненный иным содержанием проект – виртуальный музей художника Василия Неясова. Цель проекта, которым руководит заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства, доктор искусствоведения, профессор Николай Парфентьев, – создание виртуального варианта музея истории жизни и творчества Василия Неясова и искусствоведческий анализ произведений художника в контексте исторических эпох.
В качестве заказчиков проекта уникального виртуального музея выступают региональные Минкульт и Минобрнауки. В работе задействованы магистранты второго курса направлений «История искусства» и «Компьютерные технологии». Дальнейшее развитие проекта подразумевает создание виртуальных музеев других выдающихся уральских художников.
EUfactсheck («Еврофактчек»)
В рамках реализации международного проекта EUfactсheck, которым руководит декан факультета журналистики ИСГН, доктор филологических наук, профессор Людмила Шестеркина, журфак ЮУрГУ активно сотрудничает с Европейской ассоциацией журналистского образования (EJTA, Бельгия).
EUfactcheck – это взаимодействие журналистских школ во время выборов в Европарламент в 2019 году. Цель – проверка информации, организация фактчекинга и обучение этому процессу нового поколения сотрудников СМИ. Студенты журфака ЮУрГУ в период выборов примут участие в транснациональной проверке фактов.
Сегодня проблема распознавания «уток» в СМИ России и мира актуальна как никогда. Поток фейков в эпоху информационных войн только усиливается. На современном этапе и в России, и в Европе заинтересованы в том, чтобы фильтровать сведения, отсеивая всё не соответствующее действительности. В задачи факультета журналистики в рамках проекта EUfactcheck входит создание интернет-портала для проверки фактов совместно с Союзом журналистов Челябинской области, а также разработка инновационного учебного модуля «Фактчекинг и верификация», инструментарий которого будет утверждаться на конференциях Европейской ассоциации журналистского образования (EJTA).
«Публичная история» (Public and Digital History)
Еще одна важная инициатива Института социально-гуманитарных наук – «Публичная история» (Public and Digital History). Это проект, ориентированный на ребрендинг Челябинской области. Модель ребрендинга – результат совместной работы НОЦ «Культурно-исторические исследования» и кафедры отечественной и зарубежной истории ИСГН, которую возглавляет доктор исторических наук, профессор Ольга Никонова. Проект вносит весомый вклад в улучшение имиджа региона, что особенно важно в рамках подготовки к саммиту ШОС, который состоится в 2020 году.
В рамках проекта для челябинцев и гостей города будет подготовлена виртуальная экскурсия по столице Южного Урала. Как и все проекты ИСГН, «Публичная история» носит междисциплинарный характер, в нем задействованы преподаватели и сотрудники ИСГН, бакалавры и магистранты кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ. К сотрудничеству привлечены преподаватели и студенты кафедр социологии, политологии и журналистики и массовых коммуникаций ИСГН, международных отношений и зарубежного регионоведения ИЛиМК, а также ИСТиС, сотрудники НОЦ «Евразийские исследования» и «Культурно-исторические исследования».
Участвуя в проекте, студенты смогут приобрести уникальный опыт создания виртуальной модели на историческом материале, который впоследствии пригодится им для работы.
«Цифровой биометрический близнец профессионала»
Этот проект, ориентированный на разработку технологии профессионального самоопределения современных студентов, реализуется в рамках факультета психологии ИСГН, под руководством декана факультета, заведующего кафедрой психологии развития, доктора психологических наук, профессора Елены Солдатовой.
В нем планируется применить инновационную технологию «цифрового близнеца», разрабатываемую в инженерии и медицине для создания индивидуальных образовательных траекторий студентов. Внедрение этой технологии включает организацию психологического сервиса для ее реализации: консультации по результатам диагностики, индивидуальное профориентационное консультирование, тренинги и развивающие группы. По итогам проекта будет создан сервис для самодиагностики профессионально важных качеств и коррекции психологических особенностей личности в соответствии с выбранной профессиональной траекторией.
– Развитие проектного обучения в университете – новая совместная работа ряда подразделений вуза, инициированная ректором Александром Шестаковым. Успех этого начинания зависит от слаженной работы всех участников проектных команд, от качества межинститутских и межфакультетских связей, – говорит директор ИСГН. – Мы – менеджеры «Проектного обучения» – благодарим всех, кто включился в эту сложную интересную работу и открыт для экспериментов. Уже первые результаты впечатляют, потому что у каждого из наших коллег, у всего коллектива университета есть потребность в совместной работе на благо ЮУрГУ и вера в то, что всё у нас получится.