Суббота, 23 Ноября 2024

Рутина – источник идей

Monday, 14 March 2016 00:00   Юлия РУДНЕВА

«Задумайтесь: что вас больше всего раздражает? Решение проблемы может стать многомиллионным бизнесом!» – утверждает соакционер и разработчик «Lyft.com», выпускник ЮУрГУ Алексей Захаров.

ЮУрГУ: дорога в будущее

– Какой факультет ЮУрГУ вы окончили?

– В 2009-м я получил степень магистра по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии» факультета вычислительной математики и информатики ЮУрГУ. До этого в 2007-м получил степень бакалавра по направлению подготовки «Прикладная математика» факультета математики, механики и компьютерных наук (механико-математического факультета) ЮУрГУ.

– С чего началось ваше увлечение программированием? Как в своё время выбирали специальность?

– Одним из первых шагов стал факультатив по спортивному программированию в физико-математическом лицее № 31, где я учился с 10-го по 11-й класс. Специальность выбирал, базируясь на том, что мне давалось проще всего: это были математика и программирование. Склонность к этому сформировали родители. Они оба инженеры, основную часть карьеры занимались разработкой посадочного оборудования для самолетов.

– Какую роль в вашей карьере сыграл университет и факультет, на котором вы учились? Кто из преподавателей действительно повлиял на вас? Какие фигуры были знаковыми?

– Из преподавателей мне больше всего запомнились Александр Юрьевич Эвнин (дискретная математика) и Алексей Константинович Демидов (объектно-ориентированное программирование). Я всем настоятельно рекомендую записаться на факультатив по спортивному программированию А.К. Демидова, если он его ещё ведет. Безусловно, стоит отметить Леонида Борисовича Соколинского, который был моим научным руководителем на дипломном проекте бакалавра. Собственно, он и подтолкнул меня начать изучать прикладное программирование.

 

«Народное» такси

– Как пришла идея создания программного обеспечения для «народного» такси? Или вы создавали мобильные приложения для него, аналогичные уже существующим? По образцу уже оправдавших себя моделей? На какие образцы вы ориентировались в таком случае?

– На мой взгляд, в России такси исторически было «народным». Я никогда не заказывал такси по телефону, всегда останавливал попутные машины. Идея пришла сама собой, когда я думал о том, как можно применить возможности геолокации и пользовательского интерфейса на первых смартфонах Android и iPhone. На момент начала разработки наиболее популярным в США было приложение Uber, которое по-прежнему является основным конкурентом на этом рынке. Собственно, на него мы и ориентировались при разработке первой версии.

– Какую роль в вашей карьере сыграло участие в программе «УМНИК»? Проект, на который был выделен грант «УМНИК», также непосредственно связан с диспетчеризацией городского такси. Вероятно, между победой в программе «УМНИК» и дальнейшей работой в Lyft есть непосредственная связь?

– Грант «УМНИК» наряду с другими субсидиями от Министерства экономического развития позволил мне и моей команде полностью сфокусироваться на разработке Lyft, не отвлекаясь на других коммерческие проекты, которыми занималась моя консалтинговая компания. Связь с дальнейшей работой в Lyft, безусловно, есть, но, начав работать в Lyft, я делал всё с нуля. Разумеется, опыт, полученный при разработке предыдущего проекта, оказался бесценным.

– Какие шаги стоит предпринять студенту, который хочет реализоваться в IT-сфере?

Как правильно написать резюме?

– Учите английский! Не ограничивайте себя лекциями. Сейчас вам доступны лучшие учебники по профильным дисциплинам, изданные ведущими университетами, такими, как MIT. Американские учебники для высшей школы гораздо легче читать. Используйте ресурсы университета. Например, в ЮУрГУ один из самых мощных суперкомпьютеров. Участвуйте в различных программах и конкурсах. Вы легко можете получить возможность пройти практику в Google или Microsoft. Начните заниматься своими проектами с первого курса и научитесь доводить их до презентабельного вида! Когда мы начали заниматься IT-консалтингом, у нас не было ничего, что можно было бы показать клиентам. Тогда мы взяли пару известных идей и красиво реализовали их прототипы для вымышленных компаний. Через два месяца, используя это портфолио, получили первого клиента из Канады. Единственная ценность в вашем резюме – это ваши проекты. Если их нет, хорошее резюме вы не составите!

 

Такси Lyft

– Как вы познакомились с создателями Lyft Логаном Грином и Джоном Циммером? Вы являетесь акционером компании Lyft. Возможно, идея стартапа Lyft принадлежит вам троим?

– Я прочитал первую статью о Lyft на TechCrunch и отправил им письмо, в котором написал, что хочу с ними работать. На тот момент они даже не нанимали сотрудников.

Идея Lyft была на поверхности, и Uber на тот момент уже три года существовал на рынке. Новизна Lyft заключалась в работе с обычными водителями, а не с профессионалами из таксомоторных компаний. Lyft фактически создал законодательную базу для подобного бизнеса в США. Через год после успеха Lyft Uber также перешел на работу с рядовыми водителями, запустив новый продукт UberX. Моим основным вкладом в Lyft было полное понимание технического исполнения всей системы.

– Насколько приложение Lyft сегодня популярно в США? Как компания Lyft делит рынок с конкурентами?

– Lyft закрепился на втором месте после Uber. Сейчас нам принадлежит около 30% рынка. Но мы не думаем на этом останавливаться и продолжаем борьбу за доминирование на рынке.

– Возможно ли, по вашему мнению, широкое распространение подобного такси в России? Сейчас даже в Челябинске достаточно популярен Bla-Bla Car. Можно ли сказать, что эта система схожа по сути с приложением Lyft? Или здесь есть принципиальные отличия?

– Наш конкурент Uber уже работает в России. Bla-Bla Car не является аналогом Lyft. Система Bla-Bla Car не функционирует в реальном времени и требует планирования всех поездок заранее.

– Прогноз на будущее: вытеснят ли со временем народные такси, подобные Lyft, официальные городские такси? Возможно, в США это уже произошло?

– Месяц назад в Сан-Франциско обанкротилась самая крупная компания такси Yellow Cab, и на данный момент 90% рынка поделено между Lyft и Uber. В Нью-Йорке стоимость такси-лицензии упала в шесть раз за последние четыре года! Я уверен, что Lyft и Uber полностью вытеснят классические такси-компании. Разработанные нами технологии диспетчеризации во много раз эффективнее. Например, продукт Lyft Line позволяет в реальном времени совмещать пути трех пассажиров, что позволяет использовать 100% мест в машине. В Сан-Франциско люди всё реже пользуются автобусами и метро. Многие используют Lyft каждый день, чтобы добраться до работы.

– Возможно ли, что в ближайшем будущем Lyft расширит список услуг в мобильном приложении и станет предоставлять различные виды транспортных и логистических услуг?

– Да, но каких именно, мы на данный момент не раскрываем.

– Как Lyft обеспечивает безопасность перевозок? Когда водители не связаны обязательствами с такси, за безопасностью трудно проследить?

– В США существует ряд систем, позволяющих автоматически производить проверку водителя по базе данных ДТП и преступлений иного характера. Используя данные этих систем, Lyft автоматически проверяет водителей, базируясь на номере их водительского удостоверения.

– Каковы дальнейшие планы развития Lyft? Будут появляться новые мобильные приложения, адаптированные под конкретные нужды перевозок? Или что-то иное?

– Наверное, наиболее значимым будет переход на беспилотные автомобили в течение следующих пяти лет. Уже сейчас мы ведем активную работу с General Motors, которая была главным инвестором Lyft в последнем раунде инвестиций.

 

Россия и Америка

– Расскажите о таком знаковом шаге, как переезд на другой континент. Это было связано с работой в Lyft? Или вы переехали раньше и нашли работу уже на месте?

– Я переехал в США после начала работы в Lyft. Более того, первый год работал удаленно из России, так как пропустил сроки подачи рабочей визы.

– Что было самым сложным при переезде? Или адаптация к новой реальности прошла легко?

– Наверное, при любом переезде в новое место главная проблема – это чувство одиночества. Сейчас уже стало проще, появилось много друзей. Для меня переезд в США не был самоцелью. Мне было важно работать в лучшей команде, где мои навыки будут по-настоящему востребованы и раскрыты. На тот момент Lyft был оптимальным вариантом. Никогда не ставьте цели уехать куда-то. Старайтесь добиться большего, используя все ресурсы, которые вас окружают, там, где находитесь сейчас. В этом случае и переехать куда-то будет не проблематично.

– Скучаете ли вы по Родине, и конкретно по Челябинску?

– Да, в Челябинске у меня осталось много друзей и родители. Я стараюсь приезжать на пару недель раз в полгода.

– Что вас вдохновляет на работу? Как появляются новые идеи для мобильных приложений?

– Стремление узнавать что-то новое! Идеи появляются из повседневных потребностей. Порой достаточно задуматься, что из повседневной рутины вас больше всего раздражает. И решение этой проблемы может стать многомиллионным бизнесом!

Read 3921 times Published in: [ Наука и инновации ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *