Так сложилось, что в жизни его поколения главным и определяющим было слово «надо». Надо защищать Родину от врага – и девятиклассник Володя Есин вместе с друзьями обивает пороги райкома комсомола и военкомата. В 1942 году, после окончания десятого класса, он зачислен в Свердловское военное училище. Оканчивал уже Ульяновское военное училище связи, и по 1946 год служил в рядах Советской армии, в танковой бригаде. После демобилизации поступил в Московский институт связи, затем перевелся в Челябинск.
На автотракторном факультете Челябинского политехнического института учился в то время, когда за Челябинском уже прочно закрепилась слава Танкограда. Тогда в вузе остро стояла проблема преподавательских кадров. И с 1952 года Владимир Иванович – на кафедре графики – видимо, возглавлявший её Николай Павлович Сенигов заметил его твердую руку конструктора.
А в недрах механико-технологического факультета зарождалась новая специальность – и Есин начал читать первым студентам – будущим ракетостроителям курс прочности летательных аппаратов. Так в 1957 году судьба привела ученого на новый факультет – двигателей, приборов и автоматов. Там в 1959–1961 годах он заведовал кафедрой «Летательные аппараты». Теперь требовались остепененные кадры, и Владимир Иванович первым на факультете защитил кандидатскую диссертацию. Она посвящена пневмогидравлическим системам и автоматике ракет и выполнена под руководством Ивана Ивановича Морозова. Вскоре кандидат технических наук Есин возглавил четвертый отдел Отраслевой научно-исследовательской лаборатории № 2, организованной при поддержке Виктора Петровича Макеева, главного конструктора КБ машиностроения, базового предприятия для выпускников факультета.
Владимир Иванович создает лабораторию пневмогидравлических систем – и там собираются самые одаренные студенты. Старожилы факультета помнят парня с золотыми руками Юру Кузнецова – впоследствии он защитил под руководством Владимира Ивановича кандидатскую диссертацию и до последних лет работал доцентом на кафедре графики. Юрий Прядко ныне – доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой теоретической механики и основ проектирования машин, а Анатолий Коваленко – начальник лаборатории кафедры летательных аппаратов и автоматических установок. Как минимум 12 сотрудников КБМ и четвертого отдела ОНИЛ-2 стали под руководством Владимира Ивановича кандидатами наук – и разлетелись по кафедрам ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧВВАКУШа.
И снова – «надо»: с 1967 по 1973 год Владимир Иванович возглавлял научно-исследовательский сектор ЧПИ. Затем стал деканом факультета ДПА (ныне – аэрокосмический). Занимал этот пост почти двадцать лет. В начале «лихих 90-х», когда «демократическая вольница» – уличное хулиганье – ринулась в Студенческий городок избивать и грабить, декан Есин вместе с Костей Захаровым и студенческой дружиной стоял на страже общежития № 2. Так было надо. Депутат областного Законодательного собрания, председатель совета директоров ОАО «Челябинский завод “Теплоприбор”» Константин Юрьевич Захаров наверняка помнит те времена!
Студенты любили Владимира Ивановича за справедливость и исключительную сдержанность в ситуациях, когда трудно было не сорваться. Нет, это была не «толерантность», а нечто «толерантным» недоступное, высоко человечное. Так было правильно, и мы, коллеги, учились этому у него.
Преподаватели, которые сумели Владимира Ивановича понять и оценить, помнят его и поздравляют с юбилеем. А Родина и ракетная отрасль отметили его заслуги медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»; медалями Федерации космонавтики: имени К.Е. Циолковского, имени академика Н.А. Пилюгина, к 30-летию полета Ю.А. Гагарина; медалью имени В.Г. Грабина «За заслуги в развитии вооружений и военной техники».