Понедельник, 25 Ноября 2024

Философ защитился

Monday, 19 April 2021 00:00   Екатерина МИЛЯЕВА

15 апреля на заседании диссертационного совета Д 210.020.01 в Челябинском государственном институте культуры успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук доцент кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ Артур Дыдров. Защита докторской диссертации в 35 лет – это невероятное личностное достижение, в котором проявился талант Артура Александровича как серьезного исследователя.

Тема диссертации – «Человек будущего в контексте инновационных стратегий, специальность – «Философская антропология, философия культуры». Научный консультант – доктор философских наук, профессор Вера Сергеевна Невелева.

Доцент кафедры философии и старший научный сотрудник научно-образовательного центра практической и прикладной философии Артур Дыдров ведет серьезную научную работу в рамках проектов кафедры и достиг серьезных результатов, которые закрепил в своей докторской диссертации, а также в 39 публикациях по теме исследования. В их числе – четыре статьи в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science и 22 – в журналах, включенных в реестр ВАК.

В диссертационном исследовании Артура Александровича разработана концепция антропологии инноваций, представленная в двух аспектах: в качестве гуманитарно-антропологической установки мышления и деятельности и в качестве вида гуманитарного знания. Обосновывается, что антропология инноваций может выступать как антропологическая платформа для образования – альтернативной инновационной стратегии, особенно значимой в ситуации интенсификации воспроизводства инноваций и развития hi-hume технологий.

Сегодня как никогда ранее требуется инновационная стратегия, ориентированная не на технологическое преобразование природы человека, а на сохранение, воспроизводство и развитие человека как уникальной целостности в инновационной среде, на поиск «точки оптимума», необходимой для будущего. Такой стратегии необходимо опираться на представление об универсальности человека, на его естественно-природный и социокультурный (личностный) потенциал. По-видимому, в условиях популяризации гуманоориентированных технологий требуется разработка плана реализации альтернативной, гуманитарной стратегии.

Растущая мощь инноваций, направленных на трансформацию природы человека и в конечном счете на моделирование «постчеловека», и обслуживающая эти инновации идеология должны стать предметами философско-антропологического анализа. В диссертационной работе Артура Дыдрова осуществляется философское осмысление новации и инновации как средств движения в будущее, инновационных стратегий, ориентированных на трансформацию природы человека, а также способов самоопределения человека в эпоху инноваций.

– Как вы заинтересовались темой будущего человека и философской проблемой человека вообще?

– Тема человека будущего и будущего человека привлекла мое внимание еще в школе, когда я впервые с удовольствием прочел известную антиутопию «Мы» Евгения Замятина, – рассказывает Артур Александрович. – Она и стала на долгие годы моим любимым литературным произведением. Интерес к антиутопии в 2008 году привел к желанию написать кандидатскую диссертацию по теме «Человек будущего в утопиях и дистопиях». Работа была защищена в 2011-м на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств. Позднее, в течение девяти лет, занимался темой человека будущего в контексте трансгуманизма и иммортологии. Собственно, в немалой степени этому занятию способствовал тот факт, что я пришел на кафедру философии и работал с професором Игорем Владимировичем Вишевым. Можно, конечно, заниматься темой будущего и отвлекаясь от человека – прекрасные примеры таких работ уже есть, но я все-таки интересовался антропологией. В диссертации представлено несколько сценариев сосуществования – и с сохранением нейтралитета, и конфликтного, и дружественного – человека и гипотетического постчеловека («posthuman» – титульный термин трансгуманистов).

– В какой из этих сценариев вы сами верите?

– Ни в один из них. Пытаясь адекватно оценивать уровень научно-технического прогресса, полагаю, что в ближайшие десятилетия (по самым скромным оценкам), невозможно возникновение ни «трансчеловека», ни «постчеловека» – по крайней мере, в том виде, в каком их представляют трансгуманисты.

– Как отражается ваше научное исследование в работе со студентами и магистрантами?

– Результаты диссертационного исследования используются в работе с магистрантами, так как у них преподается курс «Философия технических наук». Тема, связанная с hi-tech и «гуманоориентированными» технологиями, традиционно остается за рамками этого курса. Я пытаюсь хотя бы какое-то время уделить данной тематике. В частности, несколько лет назад мы проводили с группой магистрантов дебаты по теме «Клонирование человека: предположения, гипотезы и реалии».

– Какие дальнейшие научные перспективы вы предполагаете?

– Они, к счастью, видны: в первую очередь, планирую заниматься цифровой антропологией. Я убежден (и не только я, но и коллеги из других вузов), что эта еще определяющаяся область знания требуется сегодня и в ее пределах нужна гуманитаристика. Также надеюсь, что не заброшу тему утопий и антиутопий.

– Кого бы вам особенно хотелось поблагодарить за поддержку вашего исследования?

– Очень многих. Выражаю искреннюю признательность ректору ЮУрГУ Александру Леонидовичу Шестакову, директору ИМСГН Лидии Камиловне Лободенко, заведующему кафедрой философии Елене Васильевне Гредновской за помощь в создании условий для защиты диссертации. Неоценима также поддержка коллег с кафедры, родных и близких. Также позволю себе поблагодарить моего научного консультанта и наставника Веру Сергеевну Невелеву, совет Института культуры, официальных оппонентов, которые оказались не только прекрасными оппонентами, но и чудесными и интересными собеседниками и, надеюсь, стали друзьями.

Хотелось бы представить не только докторское исследование Артура Александровича как результат длительной научной работы, но и его интересную авторскую монографию «Эпоха футуроплюрализма: фигуры человека будущего». Книга посвящена образам человека будущего в дискурсах философии, футурологии и литературной и кинематографической фантастики. Особое внимание уделено трансгуманизму и иммортологии, набирающим популярность в России и предполагающим радикальное изменение природы человека. Автор вводит в оборот термин «футуроплюрализм», обозначающий множественность проектов и моделей будущего. Ставится вопрос о возможности безопасной жизни человека в условиях футуроплюрализма, определяется направление решения обозначенной проблемы. Монография рассчитана не только на академическую среду, но и, благодаря простому языку изложения, на широкий круг читателей, которые интересуются будущим и его образами. Она доступна в библиотеке ЮУрГУ и на кафедре философии в печатном и электронном виде.

Артур Александрович не только успешный молодой ученый, но и разработчик настольной игры Sorting Board Game, в которой придумал оригинальный способ сделать экологическую тему близкой людям всех возрастов. Проект игры получил грантовую поддержку от «Мечела».

Один из наиболее интересных проектов, которыми занимается сегодня Артур Александрович – «Цифровая антропология», посвященный современному человеку в мире цифровых технологий. Подробнее познакомиться с ним и совместно делиться соображениями о цифровой эпохе, месте человека в новых реалиях, осмыслять проблемы и перспективы нашего существования в современном мире можно в группе https://vk.com/digitalanthropology.

Коллектив кафедры философии и Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ сердечно поздравляет Артура Александровича с большим личностным достижением и желает новых творческих успехов в научной и педагогической деятельности.

Познакомиться с авторефератом или полным текстом диссертационной работы можно на сайте ЧГИК, по адресу https://chgik.ru/dissovet01_dydrov.

Read 3505 times Published in: [ Наука и инновации ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *