Здесь я впервые участвовал в смотре художественной самодеятельности института. Вышел и почувствовал, как это – отражаться в двух тысячах глаз. Кстати, выступление команды нашего факультета началось в 23:15. Меня, чтеца, как «лёгкую кавалерию», пустили в первых рядах. На сцену попал где-то в 23:35 и был немало удивлён, увидев, что зал-то полон. Болели зрители, естественно, за своих. Но аплодировали неистово каждому, кто мог показать что-то достойное. Домой после выступления я, естественно, шёл пешком, хотя троллейбусы ходили до гораздо более позднего времени, чем в нынешние времена.
Помню, как переполненный зал восторженно встречал литературно-музыкальную композицию, созданную по стихам и песням многих замечательных поэтов и бардов будущим профессором и доктором экономических наук Леонидом Баевым. Студенты сидели не только в проходах, но даже на подоконниках. Вышедший на минутку в туалет рисковал не пробиться обратно на своё место.
А как трепетно зал подпевал солисту ансамбля ПС факультета «Волонтёры», когда он исполнял песню «Жил старый сапожник»… И по грохоту оваций ещё до решения жюри все понимали: это лауреат фестиваля «Весна студенческая».
А до этого на ту же сцену мне довелось таскать аппаратуру вместе с артистами будущего великого «Ариэля». Тогда ещё не настолько знаменитые, но гораздо более любимые, они носили дефицитные импортные колонки и усилители сами. И поэтому от помощи отнюдь не отказывались.
Мест же в зале на концерте не просто не было, их не было вообще и ни под каким видом. Ребята из оперативного комсомольского отряда, стоявшие на трёх дверях, могли дать сто очков форы легендарным героям Фермопил, а уж их американским кинодублёрам – даже двести.
Могучий, тысячеглоточный рёв восторженной публики, сопровождавший блистательные выступления «Ариэля», в ту пору ещё мог заглушить динамики. Грохот аплодисментов грозил вынести стёкла окон. «Ариэль» в тот вечер был то весел, то грустен, то игрив, то… Однако воистину неподражаем и обожаем. Сколько ребят и девчат расходились потом по домам, напевая мелодии песен ансамбля!
На сцену Актового зала я поднимался осенью 1969 года с внутренними восторгом и страхом, на прослушивание при поступлении в легендарный театр «Манекен». Репетиции театра могли длиться часами, а голоса студентов-актёров развивались до такой степени, что мы могли «пробить» немаленький зал без всякого микрофона.
Однажды, с будущим профессором Челябинского института культуры Александром Мордасовым мы выполняли указание режиссёра театра Анатолия Морозова. Сначала подмели на два раза весь зал, а потом распутывали из связок по полу между рядами многие сотни метров каната. Готовился спектакль «Белый пароход» по Чингизу Айтматову. Саша предложил попеть, тренируя голос по рекомендации того же Анатолия Афанасьевича. Мордасову достались басовые партии и песни, мне – баритональные, немного дуэтов. Где-то через час наших стараний пришли две вежливые девушки из библиотеки, располагавшейся этажом ниже, и попросили прекратить «данное безобразие», а то студенты не могут заниматься. Мы покорно согласились, а про себя улыбнулись: «Хорошо, что не пришла Таня Тумбусова, у неё-то голос помощнее».
На сцене Актового зала Анатолий Морозов дарил острейший топор, сделанный из узорчатой златоустовской стали, изумительному сатирику Феликсу Кривину, автору текста спектакля «Театральные комедии», который затем просто разобрали на цитаты в нашем вузе, потом в городе, а потом на международном театральном фестивале в Ташкенте.
А мудрый Александр Володин после премьеры его «Двух стрел», которые запрещались к постановке по всей стране и появились только на сцене ЧПИ, пожелал сфотографироваться, сжав в руках охотничью рогатину одного из персонажей спектакля. Именно после этой постановки взошла звезда исполнявшего роль Военачальника ныне заслуженного артиста России, художественного руководителя театра «Манекен» Юрия Бобкова.
На сцене Актового зала ЧПИ главный редактор «Технополиса» Сергей Владимирович Тулинский остроумно и изящно вёл «Устный журнал», стать героем которого считалось великой честью для всякого, кто входил в стены нашей Alma Mater. Для того чтобы увидеть и услышать странички «Устного журнала», студенты сбегали с лекций. И некоторые преподаватели даже не наказывали тех из «прогульщиков», кто мог внятно рассказать, что они услышали и увидели у Тулинского.
Дважды на сцене Актового зала ЧПИ выступал народный ансамбль России «Гренада» под руководством Сергея Владимирского. Музыканты с 1973 года ездят по стране и за рубежом. В репертуаре – фольклор и рок, классика и джаз, собственные сочинения и старинные романсы. Но главное у «Гренады» – изучение и исполнение музыки и танцев народов мира. Тут им по ширине музыкального охвата просто нет равных. Вот уж кто играет на всём, что под руку подвернётся. А Владимирский смог сыграть даже на тех инструментах, которые выставлены в музее с табличкой «Система исполнения и тип звучания неизвестны». «Гренада» со сцены показывала, сколь разной может быть песня, не обременённая диктатом и пошлостью ТВ.
Какой же студент тех времён без авторской песни? Это всё равно, что нынешний без смартфона, хот-дога и системы электронных шпаргалок. КСП ЧПИ, известный всей стране под ласковым названием «Макушка», приглашал в гости лучших представителей жанра. Сцену Актового зала почтили своим присутствием такие корифеи жанра как Юрий Визбор, Михаил Трегер, Григорий Дикштейн, Александр Перов, Евгений Клячкин, Михаил Басин, Александр Дольский... Весь институт ходил и распевал «Резинового ёжика» на следующий день после концерта Татьяны и Сергея Никитиных. Не говоря уже об «Али-Бабе и 40 разбойниках». А институтские туристы гордо сообщали, что бывали в тех самых Бричмулле и Чимгане.
Но почему-то более всего запомнились два концерта: Александра Суханова и Альфреда Тальковского. Лёгкий, изящный, стройный, безумно музыкальный Суханов пел свои песни на стихи Маршака, Анненского, Сапгира, Рубцова, Верлена, Брюсова, Шекспира, Хайяма, Хикмета, Сельвинского, Заболоцкого, Уткина, Беранже, Рубцова... Уф!
Музыкально-поэтические композиции Альфреда Тальковского знакомили нас со стихами таких поэтов, которых просто не было в нашей весьма немаленькой библиотеке. Мы записывали их на слух и сверяли друг у друга по тетрадкам, где с обратной стороны был сопромат. «Фред», как его ласково называли наши старшие товарищи, читал стихи настолько мастерски, что их хотелось писать самим и дарить любимым девушкам.
На сцене Актового зала ЧПИ в декабре 1977 года состоялась премьера первой челябинской зонг-оперы «ССО-77», написанной студентами Владленом Феркелем, Николаем Якимовым и Юрием Бендитовичем. Народ в зале смеялся до слёз, вспоминая свои стройотрядовские будни.
На той же сцене, по просьбе ректора гастролировавший тогда в Челябинске столичный театр «Современник» сыграл специально для студентов спектакль «Монумент» по пьесе прекрасного эстонского писателя, поэта и драматурга Энна Ветемаа. Режиссёр спектакля – прославленный ныне народный артист России, а тогда молодой Валерий Фокин. В главных ролях – Сергей Сазонтьев и Константин Райкин. Причём критики до сих пор считают исполнение Райкиным роли Свена Вооре одной из лучших его театральных работ.
В этом зале в те поры… Будет глупостью утверждать, что раньше «вода была мокрее, молоко жирнее, а звёзды светили ярче». Хотя последнее, может быть, и верно из-за непрерывных НМУ. Не собираюсь сравнивать и старчески резонёрствовать. Просто вспоминаю, как хорошо и интересно было нам в этом зале, где напитывались высоким и вырастали наши души. Дай Бог, чтобы и вам так чувствовать себя в нём, нынешние студенты! Спасибо тебе, дорогой Актовый!
Выпускница АТ факультета детская поэтесса Нина Пикулева, например, вспоминает, что на сцену Актового зала нашего вуза выходил народный артист СССР Леонид Утёсов. Всемирно известный итальянский певец Робертино Лоретти, будучи с гастролями в Челябинске, выступил только в ЧПИ. Здесь побывали еще и актёр театра и кино Александр Филиппенко, Александр Розенбаум, на концерте которого дубовые двери зала были снесены с петель, Виктор Берковский, Елена Камбурова, пианисты Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Рэм Урасин, скрипач Дмитрий Коган, артист эстрады Иосиф Кобзон, предсказатель Вольф Мессинг, большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, оркестр «Виртуозы Вероны» (Италия), оркестр военно-воздушных сил США и многие, многие другие...
Ходят слухи, что осенью 1974-го планировались в Актовом зале и два концерта Владимира Высоцкого. Они не состоялись, но зато кумир миллионов, рокер-революционер и, без преувеличения, главная звезда 80-х, Виктор Цой выступал в ЧПИ, это правда! Актовый зал ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ всегда был и остается центром многогранной университетской жизни – научной, учебной, культурной, общественной, как и всякое культовое место, обрастая по ходу истории легендами и мифами.