Пятница, 22 Ноября 2024

Какие бывают преподаватели?

Monday, 15 September 2014 00:00   Диляра ГАБДРАХМАНОВА, ФЖ-403

До поступления в университет я представляла себе преподавателей людьми строгими и серьезными. Чтобы разубедиться в этом, понадобилось около месяца. «Преподы» оказались разными, и отнюдь не все были такими, как я себе нафантазировала.

 

Начинается новый учебный год, вы приходите в новую аудиторию к новому преподавателю и не знаете, как себя с ним вести. Но проходит немного времени, и вот вы уже знаете, куда идти, как зовут лектора (кстати, не всегда) и как он относится к проведению занятий.

Довольно часто преподавателям приходится сталкиваться со студентами, которые плохо посещают занятия. Вот вам мой совет: в начале и под конец каждого семестра походите на все лекции. Пускай преподаватель вас хотя бы увидит. Но бывают случаи, когда студент пропускает всего одну-две лекции по одному ему известным причинам. При встрече с преподавателем не стоит пытаться придумать оправдание, тем более что-то вроде «Я лежал в больнице (дома при смерти, истекал кровью в травмпункте и тому подобное)», «У меня сейчас тяжело болеет бабушка (умерла тетя, родился племянник)»,«Я работаю, поэтому нет времени на учебу», «У меня маленький ребенок», «Я не смог найти учебник ни в библиотеке, ни в Интернете», «Нам слишком много задали по другим предметам». Преподаватели слышат это практически постоянно, поэтому не верят. Если пропустил пару, скажи честно, почему. Проспал – тоже причина.

 

Говорят студенты

– Преподавание – это когда дают материал. Если выучат – хорошо, не выучат – пускай пересдают. Пятёрку можно получить, только если заниматься в семестре. На лекциях рассказывает только важное, перемежая весёлыми историями из своей жизни. После основного материала даётся пара примеров, половина из которых решается на лекции, другая половина – дома. Оценки ставит по настроению. В целом человек не очень приятный, но в чём-то её можно понять. На лекциях периодически говорит, какие определения надо записать отдельно, если к экзамену выучить, сдать на четыре реально, – рассказывает Даниил.

– Думаю, каждый из нас встречался с преподавателями, которые являлись своеобразными личностями и весьма ярко выражали это на своих лекциях. Одна из таких царственных личностей – преподаватель математики. И вы знаете, я говорю о ней без капли иронии, лишь с восхищением, ибо в наше время очень тяжело встретить таких учителей, которые любят свой предмет всей душой и, уверена, готовы за него умереть! Эта женщина показывала нам просто мастер-класс на своих занятиях, объясняла материал от простейших уравнений до сложнейших тригонометрических функций и высшей математики. Всё было настолько элементарно и понятно, что казалось: ещё немного, и мы сможем так же. Как бы не так! Она частенько приговаривала: «Вперед батьки в пекло не лезь». На экзаменах и контрольных нам приходилось очень несладко, нас гоняли, как только можно! Зато если сейчас любого из нашего выпуска поднять в пять утра и задать любой математический вопрос – будьте уверены, получите правильный ответ! Способ найти к ней подход был только один: усердная работа над своими знаниями, стремление стать лучше. Ведь только труд и самосовершенствование она принимала на ура, – вспоминает Мария.

– Очень хороший человек, мягкий, добрый, но в нужный момент серьезный и справедливый. Любит поговорить на паре о том, что напрямую не касается предмета, причем на разные темы. Если тема неинтересна – просто болтаем, но когда есть что выучить, тут не до разговоров. Объяснит лучше, если ты не усвоил материал. Опять не понял? Давай по новой. Следит за твоими успехами на парах, на самом экзамене; если уверена, что ты знаешь, но видит, что не пишешь это, – подскажет и вытянет на то, чего ты заслуживаешь. К ней лишь один подход: усердно занимайся и не ленись, – говорит Михаил.

– У нас был преподаватель английского, который преподавал очень своеобразно: критиковал учебник и указывал на ошибки авторов, ко всему относился с английским юмором. Рассказывал нам разные истории, связанные с англичанами и тонкостями их языка, случаи из своей жизни. Перед экзаменом или зачетом говорил что-то в духе: «Передавайте привет вашим мертвым душам и скажите, что скоро экзамен (или зачет)». Ещё любил, когда мы спрашивали про сложные английские слова; очень много времени уделял акценту. В общем, ему нравилось, когда студенты спрашивали что-то новое и развивались у него на паре, – делится воспоминаниями Артём.

– Одна из немногих ярких личностей этого города, которые предпочитают работать для детей, делая каждый урок приятным, теплым и запоминающимся. Этот человек всегда старался для каждого класса, подбирал индивидуальный тип общения, стремился выявить талант в человеке и раскрыть его личность с помощью музыки. Когда он брал в руки старый, всегда ухоженный аккордеон, голоса замирали. Мы ждали начала самого прекрасного волшебства в мире – чудной приятной мелодии. И по завершении ее он подходил к нам и показывал, как правильно играть мотив уже на синтезаторе. Уходя с урока, каждый ученик знал свои ноты назубок. Мы ждали его уроков с нетерпением. С трепетом раскрывали свои нотные тетради и начинали петь так, как никогда не пели, ибо не желали огорчить своего учителя. В те редкие моменты, когда он сердился на наших сорванцов, звучала уже типичная фраза: «Граждане с Камчатки, еще один посторонний звук – и вы отправляетесь петь к доске. Отказ – и будет неуд». Как правило, всегда наступала тишина и можно было спокойно продолжать урок. Когда же материал был полностью изучен и оставалось время до звонка, преподаватель садился за свой синтезатор и начинал играть что-нибудь веселое и при этом рассказывал забавные истории из своей жизни. Каждый раз он старался давать нам разнообразный материал, выражая в этом свой яркий характер. Непростой человек с непростой судьбой учил нас с таким вдохновением, как будто от этого зависела его жизнь. За это мы его и уважали. За отдачу. За опыт былых лет. За мужество,– рассказывает Елена об учителе музыки.

Вот берёшь интервью у студентов и думаешь – сколько же разных преподавателей можно встретить, в голове не укладывается! Но всё же попробуем их классифицировать.

 

Итак, какие бывают преподаватели?

«Отчужденный»

Проводит свои лекции и отрабатывает часы лишь ради денег. Плевать на студентов – останутся ли у них знания после проведения таких занятий, интересно ли им, были ли они на паре вообще. В общем, не самый приятный тип личности.

«Профессионал»

Ответственно подходит к проведению лекций, замечательно преподносит материал, находит время пошутить и отдохнуть – одним словом, создает благоприятную атмосферу у себя на занятиях. К студентам очень внимателен, старается донести свои знания до всех и каждого. Частенько очень строг к прогульщикам, но его можно понять. Любит свой предмет, но не фанатеет от него.

«Фанатик»

Противоположность предыдущему типу в плане отношения к предмету. Как правило, для таких только их предмет имеет значение – остальные вообще не достойны внимания.

Среди студентов выделяет тех, кто любит его предмет, добросовестно подходит к выполнению заданий и уважает самого преподавателя, остальных для него может вообще не существовать, или же они – массовка. Не дай Бог такому сказать, что не успел выполнить ДЗ из-за проблем с другими предметами – автоматически попадешь в черный список.

Read 2505 times Published in: [ Вне учёбы ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *