Пятница, 22 Ноября 2024

Укрепим корпоративную культуру университета

Thursday, 07 June 2018 00:00   Ирина КОТЛЯРОВА

Успешность организации определяется не только материальной базой и финансированием. Современные концепции менеджмента, на которые опираются крупнейшие мировые компании, считают приоритетным достоянием человеческий ресурс. Залогом успеха и достижений фирмы является желание людей участвовать в ее начинаниях, а успешность зависит от того, насколько сотрудники разделяют ценности организации и политику руководства. Ценности и модели поведения, которые разделяют сотрудники компании, образуют ее корпоративную культуру. Это понятие кратко и образно определили известные специалисты в области менеджмента М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в книге «Основы менеджмента»: «атмосфера, или климат в организации», которая «отображает преобладающие традиции, моральные нормы и ожидания… и используется менеджментом для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения».

Высший менеджмент компании стремится к укреплению корпоративной культуры, потому что от нее зависит, насколько эффективной будет реализация политики организации, будут ли, и в какой мере, достигнуты ее цели. Известно, что Японии удалось в столь короткое время достигнуть экономических высот именно благодаря корпоративной культуре.

Университеты не только России, но и всего мира, образуют корпорацию научно-педагогических работников (НПР), придерживающихся ведущих ценностей интеграции науки и образования, автономности и академических свобод и делающих всё для повышения качества научно-образовательной деятельности. Сегодня, когда перед российскими университетами стоят глобальные цели, когда ЮУрГУ решает сложные задачи в рамках Проекта 5-100, поддержка научно-педагогическими работниками идей и замыслов руководства чрезвычайно важна. Высший же уровень развития корпоративной культуры университета характеризуется не только поддержкой сотрудниками начинаний руководства, но и их инициативностью, способностью обогатить первоначальный замысел своими идеями.

Задача курсов «Корпоративная культура университета» – приобщить сотрудников ЮУрГУ к корпоративной культуре вуза и тем самым повысить эффективность его функционирования. Сотрудникам, особенно молодым, не всегда известно, в каком славном университете им посчастливилось работать, и как много сделано и делается сотрудниками ЮУрГУ для развития образования науки в России.

Что входит в корпоративную культуру? Во-первых, корпоративные ценности, то есть предметы и явления университетской жизни, значимые для духовной жизни работников и соответствующие ведущим целям и миссии университета. Во-вторых, типы управления в организации и типы совместной деятельности сотрудников; стили и модели поведения, характеризующие научно-педагогических работников и других сотрудников университета, регламенты, ритуалы и церемонии. В-третьих, исторически сложившиеся традиции. В-четвертых, нормы, гласные и негласные, как совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых к сотрудникам университета. В-пятых, психологический климат; осознание сотрудниками своей роли в развитии университета. Благоприятный психологический климат не является неотъемлемым признаком любого вуза, его создание – задача как менеджмента, так и рядовых сотрудников. В-шестых, этика научной и образовательной деятельности и взаимодействия, этические нормы сотрудничества внутри организации и с партнерами. И наконец, корпоративная символика, обеспечивающая узнаваемость университета и позволяющая демонстрировать принадлежность к нему человека или группы людей; дресс-код.

Как изменится университет в ближайшие десятилетия? Каковы ценности, нормы поведения и общения научно-педагогических работников? Изменяются ли университетские ценности со временем? Обо всем этом вы узнаете в программе ИДО «Корпоративные ценности университета».

Программа включает следующие основные разделы: «Феномен корпоративной культуры университета», «Политика, миссия и программа развития университета», «Корпоративные ценности университета», «Этические нормы научной и образовательной деятельности», «История и традиции ЮУрГУ», «Символика и дресс-код».

С общими вопросами корпоративной культуры и ее проявлениями в ЮУрГУ слушателей знакомят известные специалисты, обладатели ученых званий и степеней. Среди них: проректор по учебной работе А.В. Шмидт; проректор по информатизации Л.Б. Соколинский; директор Политехнического института С.Д. Ваулин; член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ Н.В. Парфентьева; директор ИДО И.А. Волошина и ее заместитель И.О. Котлярова, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Е.В. Харченко, директор Научной библиотеки ЮУрГУ С.Г. Смолина, директор ИОДО А.А. Демин, заместитель начальника факультета военного обучения полковник К.Н. Крикунов.

Сейчас по программе обучается более ста человек. Систематически ведется мониторинг мнений слушателей о программе по критериям: актуальность, интерес, соответствие тематики, квалификация лектора.

Диаграмма дает среднюю характеристику актуальности уже прошедших занятий по программе.

Занятия вызывают интерес у большинства слушателей. Судя по отзывам, программа не просто интересна, она достигает своей цели, помогая университету привлекать всё новых сторонников к реализации своей миссии и решению современных сложных и амбициозных задач: «Демонстрация мощности университета – это лучшая мотивация в работе. Согласна, что для полного отражения корпоративного духа университета нужно представить еще и гуманитарные направления научных школ ЮУрГУ»; «Посмотрела на наш вуз немного другими глазами. Ощутила гордость!»; «Я сотрудник с малым стажем работы в ЮУрГУ, и открыл для себя много нового».

Лекции побуждают слушателей задуматься, способствуют появлению у аудитории собственных идей в рамках обсуждаемых вопросов. Это позволяет надеяться на активную жизненную позицию сотрудников в решении задач университета: «Лекция оказалась интересной и занимательной, хотя не со всеми положениями можно безоговорочно согласиться», «Хотя отдельные положения лекции выглядят спорными, в целом она была довольно интересна. Спасибо!», «Порадовала живая дискуссия, большое количество примеров с опорой на опыт».

Важно, что сотрудники университета оценили значимость программы как для себя, так и для университета: «Подобные лекции надо делать периодически и не только в рамках повышения квалификации, но и для вуза в целом. Огромное спасибо!».

Можно надеяться, что программа «Корпоративная культура университета» побудит слушателей гордиться достижениями своего вуза, послужит сплочению коллектива ЮУрГУ и поспособствует более эффективному достижению целей его развития.

Read 2488 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *