– На сегодняшний день существует более 500 таких команд в 50 странах. Первые из них создавались в Москве в 2005 году, всего в России их сейчас 24, в том числе и у нас, – рассказывает руководитель Студенческого конструкторского бюро (СКБ) при автотракторном факультете, доктор технических наук, профессор Александр Возмилов.
Конструкторское бюро существует с 2012 года. Его созданию предшествовало формирование инициативной группы студентов, интересующихся проектом «Формула». В том же году в ЮУрГУ завершилась работа над первым болидом. Команда, организованная на базе ЮУрГУ, называется «Сердце Урала».
На протяжении нескольких лет члены СКБ принимают участие в многочисленных научно-технических конференциях, инженерных выставках и форумах регионального, всероссийского и международного уровня. Опыт, который получают студенты, занимающиеся разработкой оборудования и систем управления для болидов, ложится в основу дипломных работ и магистерских диссертаций.
– Мы поставили целью разработать систему, с помощью которой можно было бы управлять одним, двумя и более электродвигателями в условиях экстремальных нагрузок и увеличить суммарный крутящий момент двигателей при старте, – рассказывает аспирант кафедры электрооборудования и электронных систем автомобилей и тракторов Денис Коробков. – Считаю, что победа в конкурсе «УМНИК» – результат слаженной работы нашей команды и ее руководителя.
Членами конструкторского бюро являются студенты бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты ЮУрГУ. Среди них представители не только автотракторного факультета, поскольку подход к проектированию и разработкам должен быть междисциплинарным.
Так, руководство и управление проектом осуществляет Тимофей Логинов (ЭиУ-430). Дизайном электроболида занимается студент архитектурного факультета Константин Воложенин (А-672). А студентка энергетического факультета Ольга Челенкова (Э-286) является секретарем бюро.
Но большую часть СКБ составляют студенты и аспиранты АТ: аккумуляторные батареи разрабатывают Григорий Салимоненко (АТ-127) и Вячеслав Калмаков (АТ-2131), рамой болида занимается Ефим Конев (АТ-221), педальным узлом – Евгений Наумов (АТ-221), рулевым управлением – Александр Лопухов и Антон Союстов (АТ-221), за подвеску отвечают Евгений Цымбалюк, Александр Васютин и Иван Сивков (АТ-241), за тяговый электропривод – Денис Коробков (АТ-1131), а за электронную систему управления – Александр Баканов (АТ-1245).
В числе десяти победителей «УМНИКа» в секции «Новые приборы и аппаратные комплексы» команда СКБ завоевала право на заключение государственного контракта с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на выполнение НИР в рамках заявленной темы проекта на сумму четыреста тысяч рублей.
А совсем недавно, девятого февраля, команда Студенческого конструкторского бюро в составе двенадцати человек отправилась на IV Всероссийский форум «Студенческие инженерные проекты», который пройдет в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете 11–12 февраля.
О становлении и развитии научных школ автотракторного факультета можно прочитать здесь: http://www.susu.ru/ru/f/at/nauka_na_fakultete.