Пятница, 22 Ноября 2024

Здесь ковали Победу

Friday, 27 March 2015 00:00   Екатерина ЕФИМОВА, Алиса КОЛЕСНИКОВа, Александр АНУРЬЕВ, ФЖ-411
Челябинск. Улица Кирова. Отправка на фронт 244-й (63-й гвардейской) танковой бригады Уральского добровольческого корпуса. 9 мая 1943 Челябинск. Улица Кирова. Отправка на фронт 244-й (63-й гвардейской) танковой бригады Уральского добровольческого корпуса. 9 мая 1943

– Если на солдатах сапоги китайские, брюки американские – это колониальная армия, она никогда не победит.

 

Очень важно, чтобы воин был одет руками своих соотечественников, – уверена директор Музея трудовой и боевой славы ЧТЗ Надежда Дида. – Они всегда носили на поясе охотничьи ножи, которые для них изготовили в Златоусте из булатной стали особой крепости. И если боевое оружие выходило из строя, они дрались врукопашную этими ножами. Поэтому их называли «дивизией черных ножей».

«Они» – это 63-я Челябинская добровольческая танковая бригада, которую всем городом провожали на войну от Главпочтамта, что находится на современной Кировке. Четырехэтажное здание построено в 1936 году. Тогда оно выглядело довольно внушительно по сравнению с малоэтажной застройкой остальной части улицы, и подчеркивало значимость происходящего.

– Вот там стоит памятник танкисту – это и есть доброволец с Челябинского тракторного завода. Всё, от пуговицы до танка, они получали здесь, в родной Челябинской области, – продолжает Надежда Артемьевна. – Отважно воевали, эта танковая бригада участвовала во всех важнейших сражениях, от Курской дуги и до Берлина.

Ко дню проводов, торжественному и скорбному, подготовили наказ-послание добровольцам: «Исстари повелось у нас на Урале: провожая на ратные дела своих сынов, уральцы давали им свой народный Наказ. Бейтесь умело и храбро везде, бейтесь так, чтобы в боях и сражениях завоевали вы почетное наименование гвардейского особого корпуса. Помните и наш наказ. В нем – наша родительская любовь, супружеское напутствие и наша клятва. Не забывайте: вы и ваши машины – это частица нас самих, это наша кровь, наша старинная добрая уральская слава, наш огненный гнев к врагу. Ждем вас с победой, товарищи!».

Под тревожный стук вагонных колес добровольцы отправились на фронт. В годы Великой Отечественной войны железная дорога стала, без преувеличения, «путем к победе» для нашей армии.

– Создавались отдельные колонны – например, колонна паровозов государственного комитета обороны. За годы войны она перевезла полтора миллиона тонн груза и сэкономила свыше пяти тысяч тонн топлива, – рассказывает ведущий методист Музея истории Южно-Уральской железной дороги Марина Воронкова, – Кроме того, отправляли тяжеловесные поезда. У них была повышенная нагрузка на состав – естественно, сложно было и машинисту. Строились новые станции, новые пути – их проложили до трехсот километров, открывались новые узлы – Челябинск, Синарская, Шадринск, Бердяевка, Златоуст, Магнитогорск. За годы войны было изготовлено более 20 миллионов вагонов. Для быстрого продвижения эшелоны проходили по 600–800 километров за сутки без остановок. В память о героях того времени в марте 1943 года утверждена «Дорожная книга отличников Великой Отечественной войны». К моменту победы в нее было занесено более полутора тысяч передовиков производства и работников Южно-Уральской железной дороги. А 21 труженик тыла удостоился высшей награды тех лет – звания Героя Советского Союза.

В годы войны железная дорога стала еще и «дорогой жизни» для эвакуированных людей и заводов. В нашу область было переброшено свыше 200 промышленных предприятий. Еще 35 построено с нуля, в том числе – металлургический и трубопрокатный заводы в Челябинске. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с Ленинградским, Кировским и Харьковским моторостроительным в нашем городе начался выпуск танков – Челябинск стал Танкоградом.

Страна нуждалась в современных танках, способных противостоять врагу. Одним из таких стал знаменитый Т-34. Компактный, легкий и мощный, он помог одержать победу в битве под Сталинградом. В ответ немецкая промышленность стала выпускать «Тигры», «Пантеры», «Фердинанды». С их броней «тридцатьчетверки» уже не справлялись. Возникла необходимость в выпуске тяжелых танков.

– А вот эта машина – ИС-2, то есть «Иосиф Сталин – 2», здесь уже башня вращалась, и она была меньше, чем у «Тигров» и «Пантер». Поработали ученые из Ленинграда, – демонстрирует боевую технику Надежда Дида. – Они придумали термическую обработку деталей токами высокой частоты. И стало возможным обрабатывать детали за 30 секунд вместо тридцати часов! Благодаря этому методу и составу стали броня стала прочнее и легче. Еще одно новшество – автоматическая сварка, ее внедрение помогло снизить вес танка. Поэтому он в маневренности не уступал Т-34 (который называли «ласточкой»). Немцы не вступали в схватку с ИС-2 – не могли ему противостоять.

Всю войну уральцы неустанно ковали победу над врагом. Тяжелейшая работа в холод и жару не прекращалась ни на минуту. Женщины, старики, подростки – каждый хотел хоть как-то помочь фронту. За военный период ЧТЗ выпустил более 18 тысяч танков. В их числе были и разработанные в конце войны ИС-3 – именно такой танк сейчас украшает Комсомольскую площадь.

Великая Отечественная стала для всех тяжелым испытанием, серьезнейшей проверкой на прочность. Туманное будущее освещалось верой в Победу, надеждой на лучшее и любовью к Родине.

Война осталась в прошлом – но по сей день жива память о сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу.

 

Из рубрики «Письма патриотов» в газете «Челябинский рабочий» (выпуски военного времени):

«Да, очередь за нами. И мы готовы. Мы едем на фронт, на помощь нашим братьям, в защиту своего любимого Отечества, своей счастливой и радостной жизни.

Обученные военному искусству большевики, потомственные штукатуры, мы едем на фронт с одной мыслью, с одним желанием: разгромить презренного врага.

Наши руки и наши сердца не дрогнут в бою за родную священную землю. Мы клянемся всему советскому народу, что разгромим фашистов, победа будет за нами!»

Братья Фёдор и Николай Яшенькины

 

«Здравствуйте, доблестные бойцы!

Желаем вам служить честно и добросовестно и благополучно возвратиться домой. Бейте врага беспощадно! Пусть не сует свое свиное рыло в наш советский огород. А мы будем самоотверженно выполнять свою работу здесь, в тылу. Если потребуется – мы по первому зову пойдем к вам на фронт. Товарищи бойцы, крепче бейте фашистов! Пусть помнят, что советская страна всегда готова дать отпор!

Крепко жму ваши руки».

Валя Шипунова

 

«Мы получили повестки с требованиями явиться в военкомат Советского района Челябинска. Это очень обрадовало нас. Каждая из нас мечтала о большой чести – помогать раненым бойцам доблестной Красной Армии, служить делу защиты границ, нашей счастливой Родины. Если понадобится, и мы пойдем в бой с фашистскими собаками, и будем драться в этом бою до последней капли крови. Гордимся тем, что едем на фронт! Уверены, что враг будет разбит!»

Мануйлова, Корелина, Прохорова, Касимовская, Брагина

 

Из письма в редакцию газеты «Правда»:

«Два моих сына пошли защищать родную страну от нападения лютого врага. Жаль расставаться с сыновьями, но я знаю, что идут они на правое дело и что весь наш народ поднимается на помощь Красной Армии.

60 лет за моими плечами. Многое за эти годы пережито, много перевидано. Не смогла я оставаться сейчас без всякого дела. В тот же день, как проводила сына, собрала собрание домашних хозяек, рассказывала им, как провожала в Красную Армию своих птенцов-сыновей, что вместе с ними в единой семье будем бороться с заклятым врагом. 50 женщин было на собрании, и каждой хотелось сказать свое слово. Сколько искренней ненависти к фашистской нечисти и настоящей материнской любви и заботы о воинах родной страны было в их простых и сердечных словах!

 Тут же на собрании слова свои подкрепили делом – решили послать подарки бойцам и командирам. Даже пенсионерки Шамина, Агашкина и 80-летняя Селезнева приняли в этом участие. Это будут хорошие подарки. Готовим мы их от всего сердца».

Read 4002 times Published in: [ День Победы ] Last modified on Friday, 10 April 2015 14:11

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *