Суббота, 23 Ноября 2024

Преподавать на английском

Вторник, 02 июля 2019 00:00   Ксения ВОЛЧЕНКОВА, заведующий кафедрой иностранных языков

С сентября в Южно-Уральском государственном университете запускается 12 новых англоязычных программ магистратуры. В настоящее время идет активный набор студентов, желающих обучаться на английском языке. Готовы ли преподаватели ЮУрГУ читать лекции и вести семинарские занятия на английском языке? Сегодня можно с уверенностью сказать, что готовы – те, кто прошел курсы повышения квалификации EMI (English Medium Instruction) инициированные администрацией университета и реализованные в рамках Программы 5-100, мероприятия М.2.1.1 «дорожной карты» «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов 5-100».

С февраля по июнь в рамках программы дополнительной лингвистической подготовки «Лингва» семь групп преподавателей проходили курс повышения квалификации для преподавателей-предметников EMI в объеме 120 академических часов. Цель курса – развить у преподавателей-предметников необходимые компетенции для разработки курсов, чтения лекций и проведения семинарских занятий на английском языке с иностранными студентами. Поставленной цели вместе со слушателями добивались преподаватели программы: Ольга Ярошенко, Надежда Кузьмина, Екатерина Ненахова, Дарья Кочкина и я.

– Основной задачей курса EMI являлось обучение слушателей необходимым умениям и компетенциям для разработки качественно новых учебных программ и чтения иностранным студентам курса лекций по программам бакалавриата и магистратуры, – говорит доцент кафедры иностранных языков Надежда Кузьмина. – Слушатели программы познакомились с разнообразным стратегиями и методами EMI, где английский язык выступал инструментом преподавания различных дисциплин в университете.

– Главный результат курса EMI: слушатели освоили методику преподавания своей дисциплины на английском языке, а также усовершенствовали навыки общения. Наши преподаватели научились строить лекции и практические занятия с учетом особенностей аудитории, использовать интерактивные и мотивационные техники в образовательной деятельности, – поясняет доцент кафедры лингвистики и перевода Елизавета Кравцова.

По итогам обучения состоялся экзамен. Каждый преподаватель-предметник должен был провести 20-минутную лекцию на английском языке, а затем в течение 10 минут отвечать на вопросы слушателей и экзаменаторов по ее тематике. Экзаменаторы отметили высокий уровень подготовки слушателей и разнообразие сценариев и приемов организации и проведения интерактивных лекций.

– Для экзаменатора слушать предметные лекции на английском языке и участвовать в интерактивных заданиях – большое удовольствие, – делится впечатлениями доцент кафедры ЛиП Ирина Ставцева. – У меня сложилось впечатление, что я побывала на настоящей конференции с множеством различных тем. Такой экзамен показывает и то, чему научились преподаватели в плане английского языка, и, самое главное, то, что они умеют в своей профессии, чем готовы делиться со студентами в аудитории. До сих пор многие лекторы ставят на первое место содержание занятий. Однако сегодня, в мире свободного выбора из бесконечного множества транслируемой информации, форма и способы подачи материала стоят, на мой взгляд, на одной ступени с сутью затрагиваемых вопросов. На курсах EMI слушатели изучают способы работы с материалом – другими словами, каким образом сделать так, чтобы студент был включен в коммуникацию и активно участвовал в дискуссии, а не пассивно присутствовал физически, отсутствуя ментально. Так вот, в ходе экзамена, нашим англоязычным лекторам удалось сотворить это чудо присутствия: я не только внимала мастерски визуализированному материалу, но и увлеченно решала задачи, заполняла анкеты, задавала вопросы и узнавала совершенно новые для себя дисциплины с их самой приятной стороны.

По завершении курса преподаватели-предметники заполнили анкету обратной связи, в которой отметили, что изученные интерактивные приемы и стратегии будут с удовольствием использовать в работе как с иностранными, так и с русскими студентами.

– Каждый преподаватель, который работает в университете уже много лет, считает, что обладает достаточным опытом и знаниями, чтобы эффективно проводить лекции. Но начнем с того, что лекции на английском имеют свои характерные особенности, о которых не все преподаватели знают. Кроме того, для эффективного обучения иностранных студентов необходимо не только учитывать их культурологические особенности, но и применять особые педагогические средства, методы и формы, – отмечает слушатель курсов, старший преподаватель кафедры финансовых технологий Максим Кузьмин. – Программа помогла мне увидеть эти особенности и научила применять технологии EMI, задействуя и заинтересовывая каждого студента на лекции. Безусловно, рекомендую данную программу тем, кто ее еще не прошел, и для себя отмечаю прорыв в этой области.

Прочитано 3154 раз Рубрика: [ Приоритет 2030 ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *