Первый – американский физиолог, в 1977 году получил степень бакалавра, семь лет спустя – доктора философии (PhD), с 1990-го – профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, с 2004-го член Национальной академии наук США, а с 2005-го – Американской академии искусств и наук, иностранный член Венгерской академии наук.
Второй – американский молекулярный биолог и нейробиолог, родился в Бейруте в армянской семье, учился там в течение года в Американском университете, затем эмигрировал в США, окончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. В 1990 году получил степень бакалавра по цитологии и биологии развития, а шесть лет спустя – степень доктора философии в Калифорнийском технологическом институте. С 2014 года он работает исследователем в Медицинском институте Говарда Хьюза. Будучи аспирантом Калифорнийского университета в Сан-Франциско, Патапутян работал с почётным профессором физиологии и биохимии Луи Райхардтом – кстати, первым из американцев, покорившим Эверест и К2, или Чогори, вторую по высоте гору в мире.
Премию им присудили «за открытие рецепторов температуры и осязания». В пресс-релизе Нобелевского комитета о премии по физиологии и медицине, разъясняется: «Наша способность ощущать тепло, холод и прикосновения необходима для выживания и лежит в основе нашего взаимодействия с окружающим миром». Казалось бы, тут всё привычно, ясно и понятно. Однако это далеко, и очень далеко, не так. Скажем, вполне естественно возникает вопрос: «Как возбуждаются нервные импульсы, чтобы можно было почувствовать температуру и давление?». Именно это, как особо подчеркивается в пресс-релизе, и удалось выяснить нынешним лауреатам Нобелевской премии. Иначе говоря, они раскрыли один из секретов природы, объяснив молекулярную основу восприятия тепла, холода и механической силы. Действительно, эта основа имеет фундаментальное значение для нашей способности чувствовать, интерпретировать и взаимодействовать с внутренней и внешней средой, воспринимать и познавать её. Принципиально важно отметить, что эти знания используются также для разработки методов лечения широкого спектра заболеваний, включая хроническую боль. Нет сомнений: исключительно важно понять реальные биологические механизмы привычных для нас процессов – но ещё важнее суметь использовать эти открытия для дальнейшего укрепления здоровья и продления жизни человека – высшей ценности в нашем мире.
На этот раз Нобелевский комитет присудил премию, именно премию мира, вместе с филиппинкой Марией Рессой, россиянину Дмитрию Андреевичу Муратову – главному редактору Новой газеты. В том же пресс-релизе сказано, что премия присуждена им «за их усилия по защите свободы слова, которая является необходимым условием демократии и прочного мира». Конкретно о российском лауреате подчеркивается: «Дмитрий Андреевич Муратов на протяжении десятилетий защищал свободу слова в России во все более сложных условиях. В 1993 году он был одним из основателей независимой газеты «Новая газета». С 1995 года он был главным редактором газеты в общей сложности 24 года. «Новая газета» - самая независимая газета в России сегодня, с принципиально критическим отношением к власти. Журналистика, основанная на фактах, и профессиональная честность газеты сделали ее важным источником информации о важных аспектах российского общества, которые редко упоминаются в других СМИ. С момента своего создания в 1993 году «Новая газета» публиковала критические статьи на самые разные темы - от коррупции, насилия со стороны полиции, незаконных арестов, фальсификаций на выборах и «фабрик троллей» до использования российских вооруженных сил как в России, так и за ее пределами». Дмитрий Муратов стал третьим российским лауреатом Нобелевской премии мира после Сахарова и Горбачёва.