Print this page

Памяти королевы музыки

Wednesday, 19 January 2022 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Памяти королевы музыки K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Фотошколы ЮУрГУ и из архива Центра творчества ЮУрГУ

Первоначально этот материал должен был называться «Студия «Пианист» ЮУрГУ: штрихи к портрету». Однако, к несчастью, в прошлом году руководитель студии «Пианист», заслуженный работник культуры РФ Светлана Вячеславовна Иванова скончалась. Третьего января 2022-го ей исполнилось бы 85 лет.

– В 1950-е для молодёжи очагами культуры в городе были музыкальное училище (ныне – Южно-Уральский государственный институт искусств), пединститут (сейчас – Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет) и ЧПИ (ЮУрГУ), – вспоминала Светлана Вячеславовна в последнем интервью «SMART Университету». – Там проводились вечера, концерты – в честь Нового года, 7 Ноября, Первого Мая, на которых выступали и пианисты, среди них и я. Комсомольские организации вузов за это нас хвалили. Помню, что в Теплотехническом корпусе ЧПИ устраивали танцы, в том числе под фортепьяно. Были своего рода негласные соревнования пианистов: кто лучше сыграет. Много импровизировали за инструментом, устраивали своеобразные «джемы» (джем-сейшен). Особенно выделялся и был несомненной звездой Рудольф Ковынев. Челябинский политехнический институт – оранжерея очень талантливых творческих кадров. Вот имена лишь некоторых из них. Давид Константиновский, для нас тогда просто Додик, известный как поэт, впоследствии стал социологом и писателем. В СТЭМе (студенческом театре эстрадных миниатюр) ЧПИ, из которого впоследствии вырос знаменитый «Манекен», играл в своё время бард, поэт, композитор Лев Канель. Пётр Туркин пел, Борис Андрианов играл на аккордеоне.

Ребята из ЧПИ приходили к нам в музыкальное училище и пели – такая была тяга к творчеству! Все хотели попасть к нам на концерты. Люди стремились осваивать новое, созидать. И ведь хватало же сил и времени! Был интерес, атмосфера молодости, задора, ощущение свободы. Можно было запросто пойти друг к другу в гости.

На праздничных вечерах в вузе танцевали вальс, танго – под пианино или под пластинку, магнитофоны в ту пору ещё не были так распространены. Пластинки, кстати, ценились, в том числе самопальные, «на рёбрах», то есть сделанные на рентгеновских снимках, где отчётливо проглядывали очертания костей.

По праздничным дням собирались в институте – и после официальных мероприятий не расходились: пели песни, читали стихи, в том числе начинавших набирать популярность Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского.

В ЧПИ проводились и сборные концерты, когда по линии ВЛКСМ приглашались исполнители из разных вузов. Среди выступавших были Геннадий Михайлов – будущий профессор, проректор по учебной работе; пианист Адольф Жидяев, уже упомянутый Лев Канель.

 

Истоки любви к творчеству

– Для меня счастье – это музыка, – продолжала Светлана Вячеславовна. – Я очень люблю выступления знаменитого российского пианиста Бориса Вадимовича Березовского. Наша семья была музыкальная. Мама пела, училась в студии Мариинского театра. Папа играл, как любитель, на многих инструментах. По специальности он был инженер-конструктор. Дедушка, типографский работник, играл на баяне – и был, как говорится, нарасхват. Кстати, ему в жизни повезло лично знать Шаляпина и Вертинского. Муж у меня тоже музыкант. Сын и внучка окончили музыкальную школу.

Родилась я в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге). Жили мы в доме на углу Невского проспекта и Фонтанки. Когда началась Великая Отечественная война, мне было четыре года. Мама была в народной дружине – дежурила на крышах, тушила зажигательные бомбы, которые сбрасывали немецкие стервятники. Отец работал на Кировском заводе. Вместе с ним эвакуировался в Челябинск. Помню, как Ленинград страшно бомбили. Если мы не успевали спрятаться в бомбоубежище, то просто вставали в дверной проём. Помню жуткую зиму 1941–1942 годов. Страшно было не только от бомбёжек и артобстрелов. Когда сгорели Бадаевские склады, наступил голод. Уже осенью 1941 года люди ели кошек, собак, птиц – всё, что только можно. Написано и снято об этом немало, но чтобы понять весь ужас блокады, надо его пережить.

Мы с мамой эвакуировались в 1942 году. Ехали, помню, сначала по Ладоге, потом шли пешком, потом на автобусе и по железной дороге. Свистели пули – а я, маленькая, думала, что птички поют. Бабушка осталась в Ленинграде, пережила блокаду.

В Челябинске было много эвакуированных: из разных мест, разных национальностей – настоящий интернационал.

Я устроила домашний театр. Пела – например, «У меня такой характер, ты со мною не шути». Родители увидели мои задатки – и стали поощрять занятия музыкой. Жили мы недалеко от тракторного завода, и я стала ходить на занятия во дворец культуры ЧТЗ. Там трудились высокопрофессиональные музыкальные и театральные педагоги, артисты, музыковеды, эвакуированные из Ленинграда, Москвы, Киева, Петрозаводска. Теперь я понимаю, что это был высочайший консерваторский уровень.

К несчастью, родители мои умерли рано – едва я успела окончить школу. В 1954-м окончила музыкальную школу № 3 и поступила в Челябинское музыкальное училище на фортепьянное отделение в класс Ревекки Германовны Гитлин. Ещё студенткой работала в Челябинском театре драмы в качестве концертмейстера. С 1957-го начала преподавать в музыкальной школе № 1, вела симфонические концерты Челябинской областной филармонии, была пианисткой и певицей в созданном при филармонии коллективе «Маленький джаз». В 1962-м поступила в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, в 1970-м окончила её по классу истории и теории музыки. В том же году, не оставляя работу в музыкальной школе, стала музыковедом филармонического лектория. В 1970-е вела концерты симфонического абонемента, выездной лекторий университета музыкального воспитания и джазовый абонемент, позднее – музыкальный абонемент для дошкольников. С 1970 года выступала по радио и телевидению – вела передачи о русской, зарубежной и современной эстрадной музыке, создала цикл, посвящённый инструментальным и симфоническим миниатюрам, составила антологию эстрадной песни. Как внештатный корреспондент газет «Вечерний Челябинск» и «Челябинский рабочий» публиковала очерки о ведущих местных музыкантах. Как педагог-пианист разработала новую методику обучения, основной постулат которой – развитие интереса учащихся на основе творческого музицирования. Мои ученики успешно работают не только в разных городах России, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, но и за рубежом – в США, Израиле, Германии.

 

Пианисты – товар штучный

Когда меня спрашивают, как готовим студентов в ЮУрГУ, всегда отвечаю, что пианисты – товар штучный. Подготовить их с нуля за то время, пока они учатся в университете, невозможно. Надо очень хорошо понимать: чтобы научиться хорошо играть, требуется немало сил, старания, времени. А ведь не каждый готов жертвовать отдыхом ради искусства. И ещё: мало просто уметь играть, нужны пианистические данные. Конечно, стараюсь брать подготовленных и целеустремлённых, тех, кто желает учиться, иначе результат никого не порадует. К счастью, такие ребята – и парни, и особенно девушки – были и есть: за время существования студии «Пианист» ЮУрГУ её школу прошли десятки самодеятельных музыкантов.

Если к нам приходят ребята, окончившие музыкальную школу по классу фортепиано, то есть уже умеющие играть, их мастерство можно совершенствовать, и вполне реально достичь высоких результатов. Об этом говорят успехи студентов ЮУрГУ на всевозможных городских, региональных, а также всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, в том числе «Весне студенческой». На международном студенческом фестивале в Ялте, в 2004-м или 2005-м году Нина Гладышева и Александра Чуватина взяли «золото», а позже, в 2011-м, золото получили Ксения Сучилова и Юлия Пономарева.

Кто-то, окончив вуз, работает по той специальности, которую освоил, а кто-то продолжает профессионально заниматься музыкой. Так, например, Мария Сальникова решила поступать в ЮУрГИИ и посвятить себя музыке. Кстати, в 2014 году она и Мария Заворина отличились на Всероссийской «Весне студенческой»: заняли первое место.

 

Музыкальный калейдоскоп

Музыканты студии «Пианист» на концертах исполняют самые разные музыкальные сочинения: от произведений эпохи барокко до джазовых и современных эстрадных пьес, – но, конечно, в первую очередь, классику. Особо нужно сказать о концертах, посвящённых Дню Победы, – на них играем мелодии песен военных лет, песен о Великой Отечественной войне: «Священную войну», «Поклонимся великим тем годам», «Тёмную ночь», «Смуглянку», «Эх, дороги»…

Играем соло, вместе с оркестрами, делаем аранжировки, аккомпанируем. Разумеется, устраиваем в конце года отчётные концерты. Это и своего рода подведение итогов – и подарок нашим слушателям. Особенно памятен яркий концерт 2013 года – это был настоящий праздник музыки. Играли не только то, что репетировали заранее, но и труднейшие импровизации. Но результат того стоил. Было редкое духовное единение исполнителей и слушателей. Каждый музыкант старался себя проявить.

Также запомнилось выступление Анны Стрижковой в концертном зале имени С.С. Прокофьева: она играла «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна с оркестром, а дуэт Сучиловой – Пономарёвой – «Концерт для двух фортепиано с оркестром Баха – Вивальди», это вообще очень высокий профессиональный уровень!

Нередко приглашаем участвовать с нами в концертах и другие коллективы. Кроме того, на проходящих в ЮУрГУ праздничных концертах нередко выступают совместно несколько ансамблей. Такая работа требует подготовки, слаженности, сыгранности, ответственности. Если концерт проводится для ветеранов, играем мелодии прежних лет – и, конечно же, «Рио-Риту» и «Бэсаме мучо».

Так что репертуар у нас разнообразный. Что-то предлагаю я, что-то студенты. Стараемся, чтобы слушателям было интересно. Поэтому разучиваем произведения отечественных и зарубежных авторов, в том числе современных: например, аргентинца Астора Пьяццоллы или Валерия Александровича Гаврилина.

 

P.S. Концерты студии «Пианист» ЮУрГУ всегда пользовались огромной популярностью у людей, любящих и умеющих ценить прекрасное, особенно у представителей старшего поколения. Светлана Вячеславовна Иванова всем нам была дорога как человек, старавшийся приобщить окружающих, в первую очередь молодёжь, к прекрасному, к искусству, к высокой культуре, как человек больших познаний, которыми она всегда щедро делилась. Светлая ей память!

Read 3315 times Published in: [ Университетская жизнь ] Last modified on Wednesday, 02 February 2022 02:35
X
NEXT_SUGGESTED_ARTICLE

Финал «Прометея» собрал студентов

В ЮУрГУ состоялся финал Всероссийской олимпиады студентов «Прометей» по английскому языку. Эти интеллектуальные соревнования проходят в вузе ежегодно....